В последние годы значительно выросла не только численность, но и уровень профессиональной зрелости российских трейдеров. Свой солидный вклад в приобретение опыта и мастерства отечественных инвесторов внес мировой финансовый кризис 2008-2010 годов. В те лихие годы не только индексы РТС и ММВБ потеряли по три четверти своей капитализации, но и сформировался целый класс закаленных в боях спекулянтов, для которых высокая волатильность на биржевых площадках стала привычным явлением.
Сейчас уже конечно нет таких бурных провалов котировок, когда акции Сбербанка и ВТБ теряли за торговую сессию по 20%, из-за чего приостанавливались торги. Колебания цен стали более умеренными, хотя и бывают случаи, подобные тому, что было недавно с бумагами Уралкалия.
Ситуация на российском рынке ценных бумаг к 2013 году стала иной. Теперь иностранным краткосрочным инвесторам стало значительно труднее оставлять российских институциональных и частных трейдеров с минусовыми балансами и испорченной нервной системой. И если в былые годы нерезиденты пользовались своим явным преимуществом знания мировых и развивающихся биржевых рынков, легко обыгрывая неопытных игроков на инсайдерской информации или за счет использования биржевой аналитики, то ныне мы все чаще слышим сетования нерезидентов: «Если не хотите потерять работу, не инвестируйте в Россию!».
В посткризисные годы ситуация на российском рынке ценных бумаг серьезно развернулась. Уже не иностранцы выходят с прибылями из позиций, а отечественные трейдеры облегчают счета зарубежных банков и инвестиционных домов. Живой тому пример – весна-лето 2013 года, когда нерезиденты стали закрывать позиции и выводить свои деньги на штатовский рынок.
Однако привычный вариант со сдутием русского рынка на этот раз не реализовался. Во-первых, несмотря на существенный отток денежных средств из России (который, по данным EPFR, превысил сумму в 2 млрд. долл.), наш рынок лишь потерял десяток процентов, а к середине июля даже восстановился. Это свидетельствует о его возросшей внутренней силе.
Во-вторых, теперь нерезидентам не удается купить сильно подешевевшие российские бумаги, которые держат отечественные инвесторы. И, наконец, в-третьих, многие иностранные фонды и банки теперь фиксируют в России не прибыли, а убытки. И это происходит потому, что отечественные инвесторы уже не те приготовишки, которые работали на рынке еще пять-семь лет назад.
Отмечают этот момент и сами нерезиденты, которые теперь относятся к России более осторожно и даже с опаской. Отсюда – замедление роста и даже отток портфельных иностранных инвестиций.
По нашему мнению, нет особых причин бить в тревожный набат и говорить о том, что в России нет надлежащего инвестиционного климата (во всяком случае, для спекулятивно настроенных иностранных инвесторов). Стоит отметить, что периоды быстрого снятия сливок с российского биржевого рынка постепенно заканчиваются, и нерезидентам приходится искать легких заработков на новых, неосвоенных пока землях – в азиатских, африканских или иных государствах.
В России хлеб иностранных спекулянтов становится черствым и потом заработанным. Русские частные трейдеры на удивление быстро освоили основные принципы работы с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Преимущество, которое имели иностранцы, растворилось. Наступают рабочие будни, когда «мяса» в виде неопытных и начинающих игроков становится все меньше. Шансы русских игроков и иностранцев постепенно выравниваются.