В октябре этого года министерство спорта и туризма Белоруссии сделало попытку активизировать корпоративный спорт, издав довольно странный правовой документ под названием «Инструкция о порядке создания и деятельности коллектива физической культуры». Весьма правильную и плодотворную идею возрождения массовой физической культуры и спорта на предприятиях чиновники министерства непостижимым образом довели до благих пожеланий, которые вряд ли будут реализовываться на практике.
Надо полагать, что изначально смысл издаваемой инструкции был свободен от маниловщины. Об этом говорит пункт 5 документа, в котором обозначены задачи коллективов физкультуры (КФК), создаваемых на предприятиях любых форм собственности. Так, основными задачами КФК являются:
- содействие в реализации работниками права на занятия физической культурой и спортом;
- объединение любителей физической культуры и спорта;
- организация свободного времени работников;
- создание условий для систематических занятий работников видом (видами) спорта;
- развитие физических способностей и приобретение знаний в сфере физической культуры и спорта;
- проведение учебно-тренировочных занятий в целях подготовки к спортивным соревнованиям;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Казалось бы, под столь конкретные и адекватные задачи следует предусмотреть меры стимулирующего и мотивирующего характера – такие, как финансовые рычаги, налоговые льготы, ставки для организаторов и тренеров-общественников. Да и как иначе? Ведь проведение соревнований между КФК или внутри предприятия требует помещений, судейства, организационно-управленческих мероприятий, аренды спортсооружений, инвентаря, транспортных расходов. Разумеется, не таких больших, как в профессиональном спорте, который финансируется бюджетом и крупными компаниями.
Однако в Инструкции об этом ни слова. Просто говорится, что КФК можно организовывать на предприятии с любой формой собственности, а сами коллективы физкультурников – это добровольные объединения граждан без образования юрлица, создаваемые для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них.
При этом в п.6 уточняется, что КФК создаются по инициативе не менее 10 работников, занимающихся физкультурой и спортом. Все будущие расходы по организации тренировок и соревнований предполагается возложить на собственника предприятия (п.7), а работники компании должны заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы время.
Завершают Инструкцию нелепые пункты о паспорте КФК, в котором указываются основные сведения о данном физкультурно-спортивном коллективе. Позаботились чиновники министерства и о регламентации деятельности будущих КФК, которым предписано выбирать советы сроком на один год. Управлять повседневной деятельностью корпоративных коллективов физкультуры должны именно они.
Когда читаешь составленную чиновниками Инструкцию, не можешь отделаться от ощущения того, что в документе министерства спорта не хватает основополагающих статей, раскрывающих технологии создания спортивных коллективов на предприятиях, заинтересованность собственников бизнеса в дополнительных затратах на бэк-офис, аренду залов, спортсооружений, выделение дополнительных ставок для спортинструкторов и фитнес-тренеров. Может быть, эти пункты изначально присутствовали, но были изъяты министерством финансов при согласовании данного правового документа?
Что ж, весьма вероятно, что так и было. Тем более, что Белоруссия еще не полностью пришла в себя от потрясений валютно-финансового кризиса и девальвации своей валюты. Однако без обеспечивающих статей Инструкция превращается в улыбку чеширского кота, когда улыбка есть, а кота нет.
Вряд ли владельцы бизнеса проникнутся пожеланиями чиновников министерства спорта и ринутся толпой организовывать в надлежащей форме корпоративный спорт. Да и сами работники, вероятнее всего, не будут в большом восторге от составления паспортов КФК (эту неудачную идею белорусские функционеры могли почерпнуть из российского Закона о ФиС). Иметь право организовывать спортивные коллективы и общества – еще не значит его немедленно реализовывать. Как писал Анатоль Франс, право спать под мостами имеют и богатые и бедные. Однако пользуются этим правом исключительно бедняки.
В заключение хотелось бы пожелать белорусским коллегам еще раз проработать данный вопрос и составить более реалистичный и работоспособный документ, который в действительности станет полезным инструментом в деле возрождения корпоративного спорта.