Пожилых людей становится с каждым годом все больше. Эта тенденция характерна не только для России, но и для большинства развитых стан мира. Стремительное старение населения порождает новые вызовы времени, в числе которых одно из главных мест занимает проблема продления трудоспособного возраста наших граждан, максимального сохранения их физической и интеллектуальной активности, улучшения (или хотя бы не ухудшения) качества жизни.
Мы редко задумываемся над тем, как живут люди старшего и пожилого возраста. По привычке бегло оцениваем их уровень доходов, размер пенсии, состояние здоровья. Задумываться над их бытийным состоянием у нас не хватает времени. В то же время проникнуть во внутренний мир этой категории людей, постараться сделать жизнь пенсионеров более яркой и интересной, востребованной экономикой и обществом – вот задача, которая должна стать приоритетной в ближайшие 10-15 лет для нашего социально-ориентированного государства.
И это не только моральная обязанность общества и государства, это жесткая необходимость. Понимаю, что цифры подчас утомляют взор читателя, на все-таки приведу наиболее красноречивые из них. Согласно данным Росстата и переписи населения (см. сайт perepis-2010.ru), средняя продолжительность жизни в России в 2010 году составила 66 лет, при этом средняя продолжительность жизни мужчин — 59,5 года, средняя продолжительность женщин — 73,2 года. Для сравнения: в США в 2010 г. средняя продолжительность жизни составила 78,2 года, средняя продолжительность жизни мужчин — 75,8 года, женщин — 80,8 года. При этом ожидается, что средняя продолжительность жизни россиян к 2015 г. вырастет до 67 лет, к 2025 г. — до 70 лет. В 2010 г. на каждую тысячу человек в России приходится 11 новорожденных, ожидается, что в 2015 г. этот показатель составит 9 детей, а к 2025 г. — 8 детей.
Следует также отметить, что население России в 2011 году сократилось с 145,2 млн. человек (на 2002 г.) до 142, 9 млн. человек — на 2,2 млн, или на 1,6%.
За общими цифрами мы не видим качественного состояния населения, его бенитета (под этим термином понимается комплексное состояние здоровья, активности и удовлетворенности жизнью). Смертность по видам заболеваний, количество инвалидов – это статистически наблюдаемые показатели. Что же касается объективных параметров здоровья (за счет диспансеризации) и субъективного состояния физической и творческой активности, желания работать на благо страны, то здесь истинное положение вещей нам известно лишь в общих чертах, в виде приближенных оценок.
Заняться проблемой двигательной и интеллектуальной активности стареющего населения государство и общество будут подталкивать соображения как экономического, так и гуманитарного характера. С точки зрения государства контингент населения в возрасте 60-78 лет можно рассматривать с двух противоположных позиций. Первая из них состоит в том, что это люди, отработавшие положенные по законодательству годы и теперь представляющие собой определенный балласт, лежащий на плечах социальных служб и здравоохранении. Единственное, что им нужно – это льготы, субсидии и достойная величина пенсии.
Второй подход прямо противостоит первому. Люди старшего возраста – это не только объект для заботы и ухода; это – огромный потенциал опыта, традиций, патриотизма, личностных качеств. Реализовать этот потенциал в полной мере можно за счет продления трудоспособного возраста населения, развития его физической и умственной активности, общения, вовлеченности в экономические и трудовые процессы.
Звучит все это непривычно, высокопарно и сомнительно. Что ж, здоровый скепсис не помешает. Однако не будем торопиться с критическими суждениями и обратимся к фактам.
Вначале коротко остановимся на проблеме разграничения календарного, физиологического и трудоспособного возраста (пенсионный возраст пока оставим в стороне).
Механизмы функционирования человеческого тела таковы, что процессы протекания обмена веществ, старения и возникновения различных заболеваний зависят от избранного индивидом образа жизни. Причем значение этого фактора по сравнению с другими, – такими, как состояние здравоохранения, наследственность, окружающая среда – имеет преобладающий характер. По данным Всемирной организации здравоохранения, образ жизни – самый весомый фактор старения и преждевременной смертности; в среднем его «вес» составляет 48%. Далее идут такие факторы, как наследственность – 25%, среда обитания – 16% и состояние здравоохранения – 11%.
Таким образом, образ жизни выступает доминирующим фактором в преждевременном старении и смертности населения – на его долю приходится почти половина прерванных жизней. Миллионы людей в разных странах мира «добровольно» укорачивают свой жизненный путь из-за неверно выбранного способа существования.
Человек живет как бы в двух измерениях с различным течением биологического и астрономического времени. Для одних групп людей, ведущих неупорядоченный или нездоровый образ жизни, биологическое время течет быстрее – ускоряются процессы износа организма, в его недрах более интенсивно накапливаются шлаки, снижается адаптивность и иммунитет (см. рис.1).
Достижения современной медицинской науки и физиологии позволяют непосредственным образом измерять биологический возраст человека, который может в значительной степени отличаться от возраста календарного. Так, экспресс-тест на определение биологического возраста состоит в том, что у исследуемого индивида берутся определенные пробы. Их анализ позволяет установить биологический возраст человека, который затем сопоставляется с его паспортным возрастом. Полученная позитивная или негативная разница позволяет делать выводы о правильности или неправильности избранного образа жизни, о коррективах, которые следует внести в те или иные привычки и стереотипы поведения.
Для категории людей в возрасте 60-78 лет разница календарного и физиологического возраста может быть очень значительной. Есть люди, которые в 75-летнем календарном возрасте имеют 58-летний физиологический. Но имеются и обратные примеры, которые, к сожалению, преобладают: 60-летние мужчины зачастую имеют 70-летний физиологический возраст.