Прошедшая на днях амнистия, посвященная 20-летию принятия российской конституции, породила неожиданные последствия, на которые ни власть, ни общество не рассчитывали. Вышедшие на свободу по амнистии знаковые фигуры из группы Pussy Riot, а также помилованный президентом В.Путиным М.Ходорковский в один голос заявили, что одной из приоритетных сфер их будущей деятельности станет защита прав заключенных.
Попавшие за решетку люди, не имевшие уголовного прошлого и связей с преступным миром, были потрясены жизнью в местах лишения свободы. И дело даже не в соседях-сидельцах, попавших на нары за большие или совсем малые преступления. Как раз здесь оказалось все не так плохо, и вышедшие на свободу по амнистии осужденные рассказывают, что главные претензии возникают к тюремщикам, которые выходят за рамки служебных полномочий, оказывают моральное и физическое давление на заключенных.
Нередко система тюремного менеджмента строится в местах лишения свободы (да и в армии тоже) по принципу назначения на формальные или неформальные должности лично преданных начальству уполномоченных лиц. Эти лица, из числа тех же зэков, негласно наделяются полномочиями по усмирению других заключенных, к которым они могут применять меры морального и физического насилия. От уполномоченных требуется порядок и беспрекословная дисциплина, в обмен на которые им даются некоторые послабления режима.
Фактически беззаконие творится руками других заключенных, на которых можно списать все злоупотребления. Но на деле подобный внутренний климат создает тюремное начальство, которое не брезгует услугами уполномоченных лиц и информаторов.
Незавидное положение российских заключенных усугубляется и поборами со стороны персонала, который за деньги готов нарушать многие тюремные правила.
Следует также отметить спартанские условия содержания заключенных в российских тюрьмах и изоляторах, которые зачастую переполнены и находятся в неудовлетворительном состоянии. Пока что современные тюрьмы государство только планирует построить.
Попавшие за решетку по подлинным или надуманным причинам известные люди и предприниматели открывают для себя новый мир, полный жестокости, лишений и несправедливости. Примерив тюремную робу на себя, попробовав пищи в колонии, пообщавшись с персоналом и коллегами по несчастью, многие быстро понимают, что отечественная тюрьма никого не исправляет, а лишь ломает духовно и физически.
Поэтому вышедшие на свободу по нынешней амнистии люди немедленно заявляют о своей приоритетной цели – помощи другим заключенным, которые остались в местах лишения свободы по самым разным причинам. По-видимому, протест против тюремного беспредела в российских исправительно-трудовых учреждениях будет со временем нарастать, так как наша система исполнения наказания осталась архаичной, ее практически не коснулись реформы, как то было в политике и экономике.
Будем надеяться, что голоса людей, на себе почувствовавших тяжесть пребывания в заключении, будут услышаны обществом и властью, а модернизация затронет и эту закостенелую сферу.