В этот день, 15 января 1809 года, родился выдающийся французский ученый, философ и теоретик анархизма Пьер Жозеф Прудон. Выходец из крестьянской семьи, проведший детство в нужде и рано начавший трудовую деятельность, Прудон, тем не менее, не опустил рук, проклиная судьбу за жалкую долю, которая была ему уготована низким происхождением. Еще будучи подростком, Пьер Жозеф много читал и усердно учился, изучая философские, экономические и политические труды многих известных авторов – начиная от эпохи античности и заканчивая современными ему революционными работами.
Из своей непростой жизни и прочитанных книг Прудон вынес собственную политэкономическую концепцию, известную нам ныне под названием прудонизм. Главной ценностью для человека является личная свобода, которую у него отбирают представители капитала и государства. Правительство – вот главный поработитель народных масс, которое неусыпно стоит на страже интересов имущего класса. «Опыт показывает, — говорит Прудон, — что правительство, сколь бы оно ни было народным по своему происхождению, повсюду и всегда становилось на сторону самого просвещенного и самого богатого класса против самого бедного и самого многочисленного».
Общественный договор, согласно которому правительство применяет насилие в обмен на безопасность, становится, по мнению теоретиков анархизма, тираническим, принудительным и противным человеческой природе, лишь только он не возобновляется сторонами и не поддерживается их добровольным согласием. А, такое согласие, по мнению Прудона, в современном ему европейском обществе полностью отсутствовало.
«Разве, — спрашивает один из идеологов анархизма Штирнер, — должен я оставаться дураком всю жизнь свою только потому, что вчера я был дураком?». И в этом согласны с ним и М.Бакунин, и П.Кропоткин, и П.-Ж.Прудон.
От идеалов капитализма следует поскорее отказываться, так как, по словам Прудона, «собственность – это кража». На место эксплуататорской системе, поддерживаемой правительством, следует водрузить совершенно новый экономический строй, где господствуют саморегулирующиеся профессиональные ассоциации, союзы и производственные кооперативы. Принуждение и окрики сверху должны уйти в прошлое. «Найти такую форму уговора, которая сводя к единству всё разнообразие интересов, отождествляя частное благо с общественным, стирая естественное неравенство неравенством воспитания, разрешила бы все экономические и политические противоречия; причем каждый человек был бы производителем и потребителем, гражданином и князем, управителем и управляемым; его свобода беспрерывно расширялась бы, и ему не было бы нужды поступаться ею; его благосостояние бесконечно возрастало бы, и ни общество, ни его сограждане не причиняли бы вреда ни его собственности, ни его труду, ни его доходу, ни его интересам, ни его воззрениям или его привязанностям».
П.-Ж.Прудон так и не нашел такой идеальной формы общественного устройства. Он умер в возрасте 56 лет, подготовив теоретическую почву для будущих поколений анархистов.
Надо сказать, что даже сейчас, спустя два века после рождения великого революционера и идеолога анархического учения, оптимальная форма политического и экономического устройства общества с минимальным ущемлением прав и свободы граждан только начинает нащупываться. Пока мы, все еще, в начале пути.
Конечно, путы государственного насилия и принуждения стали не такими тесными. Образно говоря, пространство клетки стало гораздо большим. Но до настоящей свободной личности, которая стоит в центре учения анархистов, все еще далеко. По-видимому, потребуется еще длинный путь совершенствования природы человека, его культурных и нравственных норм, чтобы мечта Прудона стала повседневной реальностью.