Факельная эстафета, предшествующая Олимпийским играм – довольно давняя традиция. Ее идею впервые выдвинул перед проведением берлинской Олимпиады 1936 года немецкий профессор Карл Дим, основатель Высшей Школы физического воспитания в немецкой столице. Организаторы сочинской Олимпиады уже объявили, что российская факельная эстафета станет самой масштабной в истории
и пройдет через 2900 населенных пунктов страны таким образом, чтобы охватить до 90% населения. Всего в эстафете примет участие 14 тысяч факелоносцев, которые смогут забрать на память пронесенные ими факелы после завершения церемонии.
Главная цель факельной эстафеты является рекламно-пропагандистской; ее проведение привлекает общественное внимание к Олимпиаде, повышает интерес к Играм как внутри страны, так и за рубежом.
Однако у российской факельной эстафеты обнаружилась еще одна сторона, о которой пишет Л.Бершидский из Bloomberg. В частности, он отмечает, что сами того не желая, устроители эстафеты дали широкую панораму реальной России, такой какая она есть, без приукрашивания и лакировки – коррумпированной и наивно-патриотической, невезучей и творческой, смешной и находчивой.
Эстафета «Сочи-2014» имеет важную миссию: прославить страну, собрать воедино все население из разных регионов и вновь открыть для себя многообразие и красоту России, в первую очередь, для самих россиян – об этом сказал президент оргкомитета Олимпиады Дмитрий Чернышенко.
Однако на деле с прославлением достижений России вышел конфуз. Факелы стоимостью в 400 долл. с «уникальной системой горелки», которые должны гореть даже в воде и при ураганном ветре, на деле много раз погасали. Их пламя приходилось восстанавливать при помощи обычной зажигалки Zippo.
Серьезный имиджевый ущерб нанесли Олимпиаде в Сочи случаи воровства и коррупции, значительного перерасхода финансовых средств. Автор отмечает, что сочинская Олимпиада стала по этой причине самой дорогой в истории – ее стоимость оценивается в 45 млрд. долл.
С иронией автор статьи пишет о новой капиталистической России, где многие участники эстафеты сразу после участия в ней, стали продавать полученные от организаторов факелы всем желающим, — тем, кто готов был больше заплатить.
В заключение Л.Бершидский указывает, что никакие усилия специалистов по связям с общественностью, никакое приукрашивание не помешают увидеть внешнему миру истинную природу России, такую многообразную и противоречивую – меркантильную и бескорыстную, красивую и уродливую. Россия истратила миллиарды долларов на то, чтобы мир увидел ее. И это время сейчас пришло.
Источник: Bloomberg.