Глубокое падение российского фондового рынка – на 10,8% по индексу ММВБ, происшедшее в понедельник, 3 марта, произошло на фоне запроса В.Путиным у Совета Федерации санкции на использование вооружённых сил России за пределами страны. Инвесторы, закончившие в пятницу торги без особых волнений, полагали, что снизившийся российский рынок в понедельник начнёт восстанавливать свои позиции после предшествующих распродаж.
Однако власть преподнесла отечественным инвесторам и нерезидентам неприятный сюрприз. Без каких бы то ни было публичных выступлений, пресс-конференций или телеобращений, президент Путин сразу принял решение об упомянутом выше запросе в СФ. Экстренная сессия верхней палаты была показана в прямом эфире, где сенаторы как могли нагнетали ситуацию.
Никто из представителей власти и депутатского корпуса не думал в тот момент об инвесторах, которые могут в одночасье лишиться по 10-15% капитализации бизнеса. Какое там! Главное – выступить перед объективами камер как можно более решительно, чтобы ни у кого не осталось сомнения – мы не такие слабаки, как президент Янукович! Уж мы то не остановимся перед применением силы против зарвавшихся националистов.
Сразу после такой бодрящей трансляции российские и иностранные инвесторы похолодевшими руками стали подсчитывать вероятную величину гэпа вниз, с которым в понедельник откроются рынки. Причём обвал обещал быть внушительным, — и, более того, вряд ли котировки вернутся на прежние уровни после относительного успокоения обстановки, так как нерезиденты наверняка будут продавать ценные бумаги, конвертировать рубли в валюту и репатриировать высвобожденные средства на родину (или в страны с более стабильным инвестиционным климатом).
Однако реальная действительность превзошла даже самые пессимистические ожидания. Инвесторы стали закрывать позиции по всем ликвидным бумагам, невзирая на серьёзные финансовые потери. Так, банк ВТБ проваливался в моменте на 20%, осваивая новый уровень в 3,5 копейки. Здесь было бы уместным вспомнить SPO банка, когда его руководство продавало иностранным инвесторам свои бумаги по 9,15 копейки. Можно только догадываться, что испытывают купившие акции ВТБ фонды, когда за последние два года потеряли две трети сделанных инвестиций.
Но кого волнуют какие-то фонды или спекулянты, покупающие акции на бирже? Хотите лёгких доходов, быстро стать Уорренами Баффетами и Джорджами Соросами – получите привет от власти.
А может быть действительно – так им и надо – проклятым спекулянтам, жиреющим биржевикам и жадным банкирам! Тут такое дело – Украина раскалывается, западники спорят с востоком – а вы – биржа! Всё это ерунда по сравнению с мировой революцией.
Если мыслить по-большевистски, с коммунистическим и пролетарским огоньком – тогда приведенное выше суждение верно. Однако для страны, которая хотела бы жить побогаче, цивилизованно, на рыночных принципах – тогда ситуация иная. Инвесторов, которых так долго и настойчиво зазывает президент и правительство, можно быстро распугать бряцанием оружия и соответствующей риторикой. И тогда, без этих разномастных спекулянтов и инвесторов, пропадёт ликвидность рынка. Биржа не сможет в полном объеме выполнять свои главнейшие функции по переливу капитала из одной отрасли в другую, не сможет обслуживать накопительную пенсионную систему (с которой у России явные проблемы). Отечественные компании и акционерные общества из ближайшего зарубежья будут обходить российские биржи стороной, предпочитая более развитые и менее рискованные площадки.
Ещё совсем недавно первые лица государства говорили о том, что в Москве нужно создать крупный международный финансовый центр с соответствующей инфраструктурой, который будет способен выдерживать конкуренцию с Лондоном, Франкфуртом, Токио и Парижем.
Сомневаюсь, что завтра инвесторы забудут о действиях российской власти, которая действует, словно слон в посудной лавке. В противовес этому следует привести американский опыт и действия президента Б.Обамы, который всячески поощряет развитие фондового рынка и приток денег в страну. Совместно с ФРС американское правительство создаёт все условия для иностранных инвесторов, которые и куют благосостояние наших американских партнёров.
В заключение хотелось бы отметить, что фондовая биржа – очень тонкий и чувствительный элемент рыночной экономики, её наиболее развитая и высокоорганизованная часть. Правительства, желающие завоевать доверие инвесторов, ни в коем случае не должны игнорировать интересы финансового сообщества, легкомысленно относиться к предпринимательскому климату. В противном случае с мечтами о широких инвестициях и экономическом росте можно расстаться весьма надолго.