Процесс получения новых знаний, построения теорий и доктрин осуществляется в философии спорта при помощи специального инструментария, к которому принято относить объект, субъект и методы исследования. При этом философы оперируют особыми, наиболее общими понятиями, которые носят название категорий. К этому научному аппарату следует добавить и иные средства познания реальности, которые показаны нами на рис.1 – искусство, культуру, творчество, литературу. Данная ремарка вызвана тем, что философия не является в полном смысле наукой, а представляет собой область деятельности, раскрывающую закономерности и понимание бытия. Соответственно, для достижения этой цели могут быть использованы концепты, слабо поддающиеся научному анализу – понятия смысла жизни, добра и зла, прекрасного и безобразного.
Попробуем в простой и доступной форме разобраться в упомянутых нами дефинициях. Первое, что требуется сделать, это определить саму дисциплину «философия спорта». Выше мы указали, что философия – это передовой отряд науки, который посредством «своих» методов исследования пытается осуществлять классификацию фактов и явлений, выявлять закономерности развития каких-либо феноменов, создавать теории, давать объяснения и прогнозы, устанавливать взаимосвязи, создавать адекватные модели. Если речь идёт о философии спорта – то все перечисленные нами функции применяются к сфере двигательной активности и спорта во всём их многообразии.
Таким образом, объект исследования в философии спорта – это часть действительности (в том числе и виртуальной реальности), которая прямо или косвенно связана с физическим и интеллектуальным соперничеством, физической культурой, играми, физическим воспитанием людей любого пола и возраста. В расширительную трактовку философии спорта мы можем добавить и соревновательную деятельность каких-либо устройств (в прикладных видах спорта – автомобилей, мотоциклов, яхт, авиамоделей и т.д.), компьютерных программ (соревнований роботов, человека и компьютера – например, в шахматах), состязаний животных (лошадиные скачки, собачьи бега и проч.).
Очевидно, что для исследователя это необъятное поле деятельности. В таком море отношений, интересов, статистических данных, подходов, правовых, социальных и экономических норм можно утонуть. Чтобы ограничить свои исследования какой-либо областью или феноменом, философ сужает круг анализируемых проблем до определённых рамок. Такой выделенный из объекта фрагмент называют предметом исследования.
Например, объектом исследования является профессиональный спорт, предметом исследования – солидарность и конфликт в среде футбольных болельщиков.
Наиболее общие понятия, которые будут нужны нам в процессе углубления в философию спорта, мы пока лишь обозначим. Это следующие категории – игра, движение, соперничество, двигательная активность, тренировка, победа, самореализация, агрессия, поражение, превосходство, красота, сила, справедливость, развлечение, досуг.
Что же касается методов исследования, то для их понимания приведём образную аналогию. Когда нам нужно поймать рыбу, мы применяем для этого наиболее действенные и рациональные способы – используем удочки или спиннинги, донки или бредни, сети или динамит – в зависимости от цели и задач рыбалки. Так и в философии спорта – для получения какого-либо значимого результата следует использовать свои методы: наблюдения, анализа, синтеза, абстракции, сравнения, индукции, дедукции и проч. Мы не будем характеризовать каждый из методов – они общеизвестны. Перейдём сразу к установлению места философии спорта в системе прочих наук и дисциплин. Рассмотрим этот вопрос ниже, в отдельном подразделе.
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Законы развития в философии спорта
Школы и направления в философии спорта ч.1
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Спорт как философия национального превосходства
Философия допинга: человек-машина