Попытки создать новую систему международной торговли были предприняты после окончания второй мировой войны. Экономики многих стран сильно пострадали в результате военных действий, хозяйственные ресурсы были подорваны, национальные денежные системы утратили свою устойчивость. В 1947-1948 гг. был выработан проект создания Организации международной торговли (ОМТ). В разработке проекта принимали участие и наблюдатели от СССР. Основная идея инициаторов создания обновленной системы мировой торговли базировалась на трех институтах:
- поддержке стабильности национальных валют при помощи специально созданной организации – Международного валютного фонда (МВФ). МВФ, как гарант устойчивости валютных отношений, был призван всемерно помогать странам-участницам этой организации выполнять данную задачу, а также эмитировать и поддерживать международную расчетную валюту – СДР (специальные права заимствования – SDR), которая представляет собой специально сконструированную «корзину валют»;
- системе кредитования торговых и промышленных проектов, которые способствовали восстановлению национальных экономик и повышению благосостояния стран-участниц. Эту функцию взяла на себя другая международная организация – Мировой банк;
- выработке единых правил международной торговли, унификации таможенных режимов и порядка пересечения таможенных границ. Государства-участники должны были отказаться от взаимной дискриминации в торговых отношениях, выработать единые правовые нормы, создать управленческие, надзорные и арбитражные структуры под эгидой объединенной торговой организации.
Создание МВФ и Мирового банка было осуществлено согласно договоренностей в Бреттон-Вудсе от 1944 г. Формирование международной торговой организации затягивалось из-за противодействия США.
В 1946 г., еще до окончательного утверждения устава ОМТ, 23 страны из числа лидеров мировой торговли, начали проводить переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Желание поскорее наладить обоюдовыгодные торговые отношения в послевоенный период привело к прорывному успеху в переговорах – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговые отношения на сумму 10 млрд. долл. (что составляло на тот период 1/5 общемирового торгового оборота). Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и снижение таможенных тарифов, вступил в силу в 1948 г. и получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
В 1964 г. с инициативой о создании международной торговой организации выступил Советский Союз. Однако из-за сопротивления западных стран реализовать в полном объеме данное начинание не удалось. Была создана лишь торговая организация, которая получила название Конференции ООН по торговле и развитию (эта организация осуществляет свою деятельность и в настоящее время).
Тем временем ГАТТ, изначально задуманное как временное соглашение, постепенно набирало силу, перерастая во влиятельную международную организацию с соответствующими органами и административным персоналом. Именно ГАТТ, в период 1948-1994 гг., до момента создания ВТО, задавало тон в международной торговле. Основными принципами ГАТТ стали:
- равноправие в торговле, которое обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;
- постепенное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридическое закрепление на согласованном уровне;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия — путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.
Правило режима наибольшего благоприятствования было сформулировано в Статье I ГАТТ и носило безусловный характер. Это значило, что страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц».
Принцип национального режима фиксировался в Статье III ГАТТ. Согласно этому принципу, устанавливались равные условия конкуренции импортных и отечественных товаров. Это значит, что от стран-участниц требовалось предоставление товарам иностранного происхождения точно того же режима, что и их национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.
Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определялись статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединялось к ГАТТ, то на него распространялись все существующие тарифные льготы. Но и вступающее в ГАТТ государство должно было предварительно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа.
Статья V провозглашала свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождала транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.
Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная торговая организация. В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации – ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.
Цель создания ВТО – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО.
Правила ГАТТ/ВТО основаны на трех базовых принципах:
- принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
- принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
- принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.
Очевидно, что пребывание той или иной страны в числе членов ВТО является выгодным, так как на любую страну-участника организации распространяются общие нормы и правила, а также принципы, перечисленные нами выше. Для любого государства, не являющегося членом ВТО, применение ее правил становится необязательным. Таким образом, в отношении не членов ВТО применимы любые нормы торгового и таможенного регулирования — в том числе и дискриминационного характера.
В связи с тем, что к России многими странами-членами ВТО применялись и продолжают применяться произвольные правила, надуманные таможенные ограничения и антидемпинговые расследования, наша страна обратилась в 1993 г. с просьбой о присоединении к ГАТТ, которая в 1994 г. была переоформлена на просьбу о присоединении к ВТО.
В соответствии с процедурами ГАТТ/ВТО была создана рабочая группа по присоединению России к ВТО, в которую вошли представители заинтересованных стран-членов этой организации. Мандат рабочей группы – изучить торговый режим России и выработать условия ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. До 1998 г. его основное содержание сводилось исключительно к изучению российского внешнеторгового режима, проходившее в форме представления российской стороной документов с описанием режима в областях, охватываемых Соглашениями ВТО, и процесса вопросов-ответов по российскому механизму регулирования внешней торговли и экономики. В общей сложности Россия ответила более чем на 3000 вопросов членов рабочей группы, представила сотни законодательных и нормативных актов.
В 1998 г. Россией были представлены первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского хозяйства (обязательства Российской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), а в октябре 1999 г. – предложения по торговле услугами (включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ). С этого времени (1998-1999 гг.) Россия приступила к двусторонним переговорам по условиям доступа на рынки товаров и услуг и обязательствам в сфере сельского хозяйства с заинтересованными странами-членами Рабочей группы) по присоединению России к ВТО.
Одновременно на этих переговорах ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики, что подразумевает введение ряда изменений в положения российской правовой системы для ее приведения в соответствие с указанными Соглашениями.
Подведение промежуточных итогов осуществляется на заседаниях рабочей группы по присоединению России к ВТО в многостороннем формате. Также в многостороннем формате, но с ограниченным числом изъявивших такое желание членов рабочей группы, проходят переговоры по обязательствам России в сфере связывания размеров государственной поддержки сельского хозяйства и экспортных субсидий.
Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. В ходе этих переговоров с начала 1999 г. российская сторона ведет углубленное обсуждение с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации.
Всего по состоянию на начало 2001 г. Россия вела тарифные переговоры с 47 странами-членами ВТО, (с 37 странами эти переговоры находятся в активной фазе, а с другими – на более ранней стадии).
К 2011 г. Россия завершила двусторонние консультации со всеми странами-участницами ВТО. Претензии к России остались только у Грузии, которая настаивает на прекращении российской внешней торговли с непризнанными республиками в ее составе – Абхазией и Южной Осетией. В связи с тем, что для присоединения какой-либо страны к ВТО требуется согласие всех ее участников, вступление России во Всемирную торговую организацию пока откладывается.
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Интернет-ресурсы таможенных органов