Валютный контроль в Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции различные службы, министерства и ведомства. К их числу относятся Центральный банк, министерство финансов, налоговая служба, ФСБ, служба по финансовому мониторингу, МВД. Надзор за движением валютных средств, лицензирование участников валютных отношений, соблюдение валютного законодательства, обеспечение национальной безопасности, своевременная уплата налогов – все эти функции осуществляются государственными органами в зависимости от их целей и круга обязанностей.
К числу государственных структур, осуществляющих валютный контроль, относятся и таможенные органы. Они осуществляют в рамках поставленных перед ними целей и задач контроль операций, связанных с перемещением товарных потоков и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
Так, в Таможенном кодексе РФ в ст.403 п.7 указывается, что к числу основных функций таможенных органов относится осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органами валютного регулирования.i
Как видно из приведенной формулировки, ТК РФ дает лишь самое общее обозначение прерогатив Федеральной таможенной службы в части регулирования и контроля валютных средств участников ВЭД. Ст.22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» более конкретно очерчивает круг функций и обязанностей таможенной службы как агента валютного контроля. Термин «агент валютного контроля» означает, что таможенная служба действует по поручению правительства и представляет интересы государства. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
Уполномоченным банком является коммерческий банк, осуществляющий взаиморасчеты по экспортно-импортным операциям и имеющим разрешение (лицензию) на этот вид деятельности от Центрального банка. При выдаче лицензии ЦБ исходит из таких критериев, как достаточность собственного капитала банка, наличие специалистов по ВЭД в штате, опыт работы в данной сфере, соблюдение норм банковского законодательства. Кроме того, работники коммерческого банка, осуществляющего валютные операции, связанные с внешнеторговыми контрактами, должны информировать представителей ЦБ и Минфина о сомнительных и подозрительных сделках на крупные суммы, чтобы предотвратить мошенничества с валютой и валютными ценностями, отмывание денег и возможный уход от уплаты налогов и пошлин. Нарушение любой из перечисленных регулятивных норм ведет к невыдаче или отзыву банковской лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности и валютных операций.
Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Форму и содержание паспорта сделки регламентирует специальный подзаконный акт – Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 1994 г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок.
При оформлении паспорта сделки резидент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с предоставлением двух экземпляров подписанных им и заверенных печатью паспортов сделки; внешнеторгового контракта, согласно которому осуществляются валютные платежи; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и иные документы, подтверждающие сведения, указанные в паспорте сделки.
С целью поддержания курса национальной валюты и повышения роли рубля ЦБ РФ предписывает специальным нормативным актом (Инструкцией ЦБ от 30 марта 2004 г. №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) продажу на бирже 10% от суммы экспортной выручки. Данная мера имеет важное значение в условиях переходной экономики, когда происходит становление национальных валютных институтов и наблюдается финансовая нестабильность. После стабилизации экономики меры по обязательной продажи части валютной выручки предприятиями-экспортерами утрачивают свое значение.
Помимо контроля валютных операций юридических лиц таможенная служба контролирует перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу физическими лицами. Согласно действующим правовым нормам, количественных ограничений на ввоз физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме нет. Без письменного декларирования единовременно можно ввозить в РФ иностранную валюту, рубли и ценные бумаги на сумму, не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США.
На вывоз физическими лицами из РФ российской и иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме имеются ограничения. Они касаются, прежде всего, обоснований вывоза крупных сумм валюты и указаний источников ее происхождения. Например, лицо, вывозящее из России крупную (свыше 10 тыс. долл. США) сумму валюты или российских рублей, должно предъявить сотрудникам таможни документ, подтверждающий, что ранее эти деньги были ввезены данным лицом на территорию РФ, или же был сделан банковский перевод, или данное лицо получило наследство.
Таким образом, единовременный вывоз из РФ иностранной валюты или рублей в сумме, превышающей 10 тыс. долл. США, допускается только при предоставлении документов, подтверждающих ввоз или перевод данной валюты в Российскую Федерацию.
Единовременный вывоз из РФ иностранной валюты без декларирования и иных ограничений осуществляется, если суммарная стоимость вывозимой валюты не превышает в эквиваленте 3 тыс. долл. США. Письменная таможенная декларация на вывозимую из РФ российскую и/или иностранную валюту подается только в случае, если сумма вывозимой валюты превышает в эквиваленте 3 тыс. долл. США. При этом декларированию подлежит вся сумма вывозимой валюты, включая 3 тыс. долл. США.
Вывоз внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме из РФ допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
- представлена таможенная декларация (независимо от стоимости ценных бумаг);
- представлен документ, подтверждающий ввоз ценных бумаг в РФ.
Вывоз из РФ дорожных чеков свободен и не ограничивается какими-либо суммами. Предусмотрено лишь требование подачи таможенной декларации, если сумма вывозимых дорожных чеков превышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США (без учета суммы единовременно вывозимой валюты РФ, иностранной валюты, ценных бумаг).
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Интернет-ресурсы таможенных органов