Создание собственной юридической фирмы сопряжено с определенным алгоритмом действий, которые переводят коммерческую идею из стадии замыслов в фазу конкретного воплощения. Проецируя себя и свой юридический бизнес в будущее, расписывая развитие предприятия на год-два вперед, его владелец показывает в динамике, как будут достигаться поставленные цели, в какие сроки будут достигнуты запланированные параметры прибыльности и самоокупаемости.
Бизнес-идея должна обязательно опираться на какую-либо существующую или будущую потребность физических лиц или предприятий, в обмен на удовлетворение которой организатор юридической фирмы будет получать денежные средства от клиентуры. Размытые предположения о том, что на юридическом рынке полно неудовлетворенных потребностей и что стоит только организовать компанию, как клиент пойдет потоком, никогда не следует принимать на веру. Следует четко определиться, какие правовые услуги в настоящий момент востребованы, где есть платежеспособный спрос и почему существующие игроки рынка на закрывают запросы клиентуры. Ошибки в выборе вида юридических услуг или неверная оценка ожидаемого спроса гарантированно ведут к банкротству данного вида бизнеса. Другими словами, наличие продуктивного замысла – важнейший фактор успешной юридической бизнес-деятельности.
Как же формируются удачные бизнес-идеи? Подчас – это результат долгого размышления над когда-либо возникшей мыслью, подсказанной одной или несколькими жизненными ситуациями. Довольно распространенным вариантом реализации бизнес-замысла является его заимствование и копирование у тех лиц, предпринимательская деятельность которых на юридическом рынке складывается успешно.
Немаловажным для организатора юридической фирмы является вопрос о выборе сферы деятельности: избрать ли традиционный бизнес по обслуживанию юридических и физических лиц, вступив в конкуренцию с множеством уже существующих юридических, адвокатских и консалтинговых структур или же попытаться найти совершенно новый вид продукта, который бы удовлетворял скрытую от поверхностного взгляда потребность. У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостатки.
Бизнес на традиционных рынках с развитыми конкурентными отношениями снижает риск финансовых потерь от неудачного выбора вида, цены и качества услуги, которая имеет гарантированный спрос. В то же время рентабельность такого бизнеса будет невелика из-за упомянутой высокой конкуренции. Кроме того, те юридические фирмы, которые раньше вышли на рынок, имеют определенные преимущества в лице сложившейся клиентуры и потребительских предпочтений. Борьба за свою долю рынка в подобных условиях становится делом кропотливым и не слишком перспективным. Для проникновения на рынок и приобретения клиентуры придется некоторое время демпинговать, привлекая клиентов низкими расценками и высоким качеством услуг.
Альтернативой традиционной юридической деятельности на сложившихся рынках выступает инновационный бизнес. Здесь все по-иному: почти нет конкуренции и высоки потенциальные прибыли. Здесь очень высоки риски самого разного характера. Например, в последнее время участились случаи хищений интеллектуальной собственности, пиратства и нарушений прав потребителей в сфере интернет-торговли, несанкционированного скачивания книг и кинофильмов. Найти правовые технологии защиты прав и благосостояния своих клиентов в указанной сфере на базе всестороннего изучения существующего законодательства и пробелов в нем – вот что может принести большие потенциальные прибыли.
Удовлетворять существующие потребности новыми способами, находить не существовавшие ранее потребности – квинтэссенция новаторской юридической бизнес-деятельности. На каком из вариантов остановиться, какой замысел реализовать – дилемма первостепенной важности для организатора юридической фирмы.
В то же время коммерческий замысел – это лишь общая идея осуществления бизнес-операции, ее абстрактная конструкция. Наполнить ее конкретным содержанием, продумать все детали будущей предпринимательской деятельности, согласовать все составные части необходимых деловых операций, привести их в соответствие с реальными финансовыми возможностями, – задача большой практической значимости. Именно этот процесс имеют в виду, когда говорят о бизнес-планировании (см. рис.1).
Для любого коммерческого начинания, вне зависимости от того, большое оно или малое, важно предусмотреть все нюансы будущей бизнес-операции, просчитать различные сценарии развития событий. Опытные организаторы юридического бизнеса знают, что события часто развиваются незапланированным образом – нередко дополнительные трудности организуют недовольные конкуренты, государственные чиновники, уволенные сотрудники или представители криминального мира. Довольно распространенным явлением является мошенничество, безответственность и халатность. Все эти риски и трудности должны учитываться при составлении проекта будущей деятельности фирмы во избежание разочарований и непредвиденных финансовых потерь.
Бизнес-план и его функции
Реализация всякого предпринимательского замысла нуждается в построении плана, который включал бы в себя детальную программу проведения данной бизнес-операции с выделением отдельных этапов ее осуществления и приведением необходимых финансовых и иных расчетов. Если предпринимательский замысел осуществляется наряду с другими проектами и клиентскими программами юридической фирмы, то необходима также увязка проводимой бизнес-операции с другими маркетинговыми, управленческими и организационными мероприятиями. В этом смысле следует рассматривать реализацию предпринимательского замысла как часть единого комплексного плана юридической фирмы.
Документ, в котором обосновывается предпринимательский замысел и излагается программа воплощения в жизнь задуманного, получил название бизнес-плана. Бизнес-план, таким образом, представляет собой целостную программу, в которой приводятся экономические, технические, организационные мероприятия, а также приводятся прогнозные оценки и необходимые обоснования по осуществлению бизнес-проекта на практике.
Составляется бизнес-план для различных целей – при создании новых направлений юридического бизнеса и реорганизации уже существующих секторов обслуживания клиентов, диверсификации деятельности фирмы, для обоснования любых коммерческих проектов и операций. Как правило, бизнес-план выполняет три основные функции:
- Определяет основные направления для стратегического и внутрифирменного планирования, а также является базой по претворению в жизнь производственной стратегии фирмы на период до пяти лет;
- Служит основой для конструктивных переговоров с внешними организациями – инвесторами, коммерческими банками, иностранными партнерами, правительственными структурами с целью получения кредитных ресурсов или привлечения в свой бизнес перспективных партнеров;
- Определяет критерии для последующего контроля и оценки исполнения данной бизнес-операции.
Таким образом, бизнес-план необходим как инструмент прогнозирования и перспективного планирования, где излагается комплекс мероприятий по реализации поставленных экономических целей.
Качественный бизнес-план содержит историю развития фирмы, оценку ее текущего финансового положения, а также маркетинговые исследования рынка и то положение, которое фирма может занять на рынке в результате проведения данной бизнес-операции. Кроме того, бизнес-план поясняет инвестором цель и назначение бизнес-проекта, аргументирует потребность в капитальных вложениях, обозначает возможные коммерческие, законодательные и политические риски.
Если использовать аналогию из сферы технических решений, то бизнес-идея сродни рационализаторскому предложению или изобретению, которое модернизирует и совершенствует окружающую экономическую среду. С помощью предлагаемой идеи организатор бизнеса надеется решить одну или несколько управленческих и хозяйственных задач, которые позволят увеличить предложение или удовлетворить спрос на тех или иных рынках.
Подобно тому, как для проверки изобретения проводится расчет конструктивных и технических характеристик, строится опытная установка, в предпринимательском деле разрабатывается бизнес-план, где отражаются все этапы «строительства» бизнеса, указываются стоимость работ, сроки их проведения, необходимые ресурсы.
Опытные инвесторы и представители коммерческих банков по одной лишь содержательной части бизнес-плана, его структуре и качеству проработки разделов могут оперативно дать заключение:
- о ценности предпринимательского замысла, его оригинальности, практичности, соответствии привычкам, обычаям и традициям клиентуры из данного региона;
- о квалификации и профессиональной подготовленности составителей бизнес-плана;
- о персоналиях и кадровом потенциале предлагаемого коммерческого проекта;
- о целесообразности вхождения в бизнес на правах партнера. Рассматривая предоставленный бизнес-план, инвестор может счесть возможным включиться в реализацию предлагаемого проекта с оговоренным долевым участием. То есть схема кредитования с последующим возвратом требуемой суммы заменяется на схему участия в прибылях, что может быть выгодно всем сторонам сделки.
Как видим, функции бизнес-плана многочисленны и разнообразны: каждая из них может оказаться решающей при принятии решения о реализации или отклонении предлагаемого коммерческого проекта. В связи с этим обстоятельством тщательная проработка всех разделов бизнес-плана является задачей приоритетной важности как с точки зрения получения надлежащего финансирования, так и поддержки общественностью.
Но иногда задачей первостепенного значения становится лучшее осмысление организатором юридического бизнеса всего задуманного. Проработка деталей создания и углубления нового бизнеса, вхождение в финансовые и маркетинговые вопросы, которые для юриста далеко не всегда четко вырисовываются – этого заменить ничем нельзя. Надлежащая интеллектуальная проработка проекта, консультации с коллегами, членами семьи, профессиональными участниками рынка, несомненно, создаст новое видение дела во всех его гранях.