Эффективное управление медицинским бизнесом

Приоритетной задачей, стоящей перед любым лечебно-профилактическим учреждением, компанией-производителем фармацевтической продукции, а также прочими участниками индустрии здравоохранения, является задача успешного ведения бизнеса. Как же обеспечить выполнение столь непростой и многогранной задачи в условиях конкурентного и динамично трансформирующегося рынка, при быстро меняющейся конъюнктуре и изменениях внутри медицинской организации?

Способы ведения бизнеса подобны продвижению в лабиринте: перед предпринимателем всегда имеются альтернативы, – в каком направлении двигаться, какие затрачивать на это усилия, какой риск следует допускать. Более того, целенаправленное движение в коммерческом пространстве с множественным выбором осложняется дефицитом или избытком информации о ценообразующих факторах, прибыльных и убыточных сферах деятельности, отдачи на вложенный капитал. Каждый неверный шаг организатора бизнеса чреват финансовыми и моральными потерями, подрывом деловой репутации и имиджа. Начинающему предпринимателю, вступающему в медицинский бизнес, легко потеряться в гигантском водовороте коммерческой информации, принять неверное решение в выборе сферы приложения усилий, партнеров, инвестирования денежных средств.

Практика осуществления предпринимательской деятельности множеством предприятий индустрии здравоохранения показывает, что успешное ведение бизнеса возможно при выполнении набора определённых условий. Одним из важнейших таких условий является квалифицированное управление медицинской организацией на основе постоянного сбора и анализа информации о целевых рынках и потребителях с последующей корректировкой деятельности лечебно-профилактического учреждения в части кадровой, инвестиционной, рекламной и прочей политики. Подобный способ управления медицинским бизнесом называется маркетинг-менеджмент.

Эффективное управление бизнесом начинается с формулировки целей, которые должны быть достигнуты медицинской организацией в обозримом будущем. К наиболее распространенным целям относятся:

— предоставление пациентам услуг по минимальным ценам (минимум себестоимости производимых товаров и услуг);

— привлечение максимального количества клиентов и пациентов (максимум клиентооборота);

— предоставление пациентам услуг наилучшего качества;

— максимизация прибыли;

— узнаваемость торговой марки лечебно-профилактического или фармацевтического учреждения;

— максимизация рыночной стоимости медицинской организации;

— улучшение деловой репутации предприятия или организаторов медицинского бизнеса.

Критерии эффективности предприятий индустрии здравоохранения, представленные выше, весьма неоднородны по своему экономическому, психологическому и медицинскому содержанию. Одни критерии взаимно дополняют друг друга (например, рост клиентооборота и максимизация прибыли), а некоторые конфликтуют между собой (так, максимизация качества предоставляемых услуг противоречит минимизации расходов и себестоимости производимой продукции). Поэтому уже на стадии формирования целей развития медицинского бизнеса следует их тщательно проанализировать и попытаться устранить возникающие противоречия. В случае указанного нами конфликта между максимизацией качества  производимого продукта и минимизацией расходов, лечебно-профилактическому учреждению следует определиться с ценовой нишей, в которой она будут функционировать. Целевой группой пациентов может стать VIP-контингент, средний сегмент или эконом-класс. Все эти категории клиентов имеют разный уровень доходов и требуют соответствующего уровня обслуживания. Правильный выбор «своего» контингента поможет организаторам медицинского бизнеса точнее определиться с соотношением «цена-качество» на весь набор предоставляемых услуг.

На стадии формулировки целей организаторам медицинского бизнеса полезно также отразить ограничения экономического, организационного и иного порядка, которые будут препятствовать развитию предпринимательской деятельности и увеличению конкурентоспособности. К ограничениям такого рода относятся лимитированный объем финансовых ресурсов, ограниченный выбор места расположения медицинского бизнеса, размер помещения, затрудняющий расширение ассортимента предоставляемых услуг, недостаток квалифицированных кадров и т. д.

Очевидно, что поставленные цели могут быть достигнуты лишь при наличии соответствующего кадрового потенциала, материальных и финансовых ресурсов, а также контингента потребителей и клиентуры. Мало того, должно иметь место известное соответствие между поставленными целями и ресурсами для их достижения, – неадекватность целей и средств приведет лишь к недоразумениям и разочарованиям.

Модель построения эффективного медицинского бизнеса в самом общем виде можно представить в виде пирамиды (см. рис.4.1).

Рис.4.1. Структура медицинской организации

Рис.4.1. Структура медицинской организации

В основании пирамиды находятся потребители или пациенты лечебно-профилактической организации, которые составляют фундамент всего бизнеса. От надежности фундамента, как известно, зависит прочность и долговечность всей конструкции. Искомая надежность обеспечивается за счет удовлетворения потребностей и интересов пациентов и клиентов, их доверия и доброжелательного отношения к той или иной медицинской организации.

Немаловажную роль для успешного бизнеса играют материальная база и финансовые ресурсы медицинской организации. Без этих важнейших составляющих вести дела чрезвычайно затруднительно, хотя на определенных этапах хозяйственной деятельности это возможно. Не имея собственной материальной базы и достаточных денежных средств, медицинская организация вынуждена жить в долг, что накладывает свой негативный отпечаток на всю ее работу. Наиболее вероятный итог данного режима функционирования медицинской организации – банкротство и уход с рынка.

Чтобы этого не произошло, медицинская организация должна располагать достаточным для динамичного развития материальными и финансовыми активами, которые являются основой для проведения всех других бизнес-операций – закупки современного диагностического и вспомогательного оборудования, лекарственных препаратов, выплат зарплат и премиальных персоналу, осуществления инновационной деятельности и проч.

Еще выше в иерархии ценностей медицинской организации находятся кадры, которые являются основой для создания и приумножения финансовой, материальной и клиентской базы. Тезис «кадры решают все» во многом справедлив, поскольку именно люди с высоким интеллектуальным потенциалом и профессиональными качествами составляют «ядро» медицинского учреждения, его «человеческий капитал». От дисциплинированности, профессионализма, творчества, активности и культуры работников зависит, в конечном счете, будет ли бизнес данной организации успешным или ее ожидает банкротство. Особое значение данный фактор имеет во врачебном деле, где от таланта, подготовки и коммуникативных качеств персонала зависит имидж организации и ее доходы, численность пациентов, партнеров и клиентуры.

В вершинной части пирамиды медицинской организации располагаются менеджеры, то есть те лица, которые осуществляют управление бизнесом. Управление – это процесс планирования, прогнозирования, организации и контроля, необходимый для достижения целей медицинской организации. Излишне говорить, что работа менеджеров – это концентрированное выражение умственного труда, знаний и умений; от профессиональных качеств менеджеров благополучие медицинской организации зависит в наибольшей степени.

Эффективной организацией является та лечебно-профилактическая структура, которая сочетает в себе все указанные выше составляющие для успешной предпринимательской деятельности. Однако и это обстоятельство является хотя и необходимым, но не достаточным условием процветания бизнеса. Медицинская организация должна строить свою повседневную деятельность на основании долгосрочного и краткосрочного планирования, действовать в соответствии с изменяющимися условиями и конъюнктурой рынка, своевременно вносить коррективы в свою ценовую, кадровую, финансовую и иную политику. Только гибкость, творчество, высокая адаптивность к внешней среде даст возможность избежать закостенелости в работе, своевременно вводить инновации в управленческую, организационную и маркетинговую деятельность медицинской организации.

Маркетинг-менеджмент

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.