Место медицинского бизнеса и индустрии здравоохранения в экономике здоровья

Медицинский бизнес

Медицинский бизнес

Индустрия здравоохранения и медицинский бизнес являются составной частью межотраслевого комплекса под общим названием экономика здоровья. От того, насколько эффективно функционирует этот комплекс, насколько развиты его институты и инфраструктура, финансовое и кадровое обеспечение, зависит духовное и физическое здоровье населения, его интеллектуальная и творческая активность, работоспособность, продолжительность жизни и другие важнейшие показатели.

Структурно обобщенную модель экономики здоровья можно показать следующим образом (см. рис.2.1).

Рис.2.1. Обобщенная структура экономики здоровья.

Рис.2.1. Обобщенная структура экономики здоровья.

В центре системы находится человек, физическое, умственное и духовное здоровье людей, образующих то или иное общество. Болезни, поражающие отдельных людей и общество в целом, можно условно подразделить на три основных составляющих:

  1. Болезни тела;
  2. Болезни интеллекта;
  3. Болезни духа.

Система здравоохранения совместно с институтами физической культуры и спорта занимается, прежде всего, болезнями тела в широком смысле (т.е. включая психические заболевания). В некотором смысле медицина занимается «ремонтом» человеческого материала. Система физического воспитания и двигательной активности ориентирована на профилактику, повышения резистентности человеческого капитала к износу и заболеваниям практически всех типов.

Анализируя экономику и предпринимательство в области здравоохранения, сосредоточимся именно на этой сфере, оставим в стороне вопросы, связанные с поддержанием духовного и интеллектуального здоровья нации.

Экономические отношения в области здравоохранения сложны и многообразны; в этих отношениях участвует множество лечебных учреждений, организаций и частных клиник, частнопрактикующих врачей, государственных управленческих и надзорных структур, пациентов, желающих улучшить свое здоровье. У всех этих лиц имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут не совпадать и даже радикальным образом отличаться друг от друга.

Рассмотрение всего многообразия хозяйственных отношений в сфере здравоохранения невозможно без определенной классификации субъектов экономической деятельности, выделения укрупненных групп участников рынков медицинских услуг, а также инфраструктуры медицинской отрасли.

Осуществлять такую классификацию наиболее целесообразно по принципу выделения потребностей и хозяйственных интересов основных категорий участников социально-экономических отношений. Кроме того, подразделим всех участников на производителей и потребителей медицинских услуг, препаратов и информации. Подобное упорядочивание основных операторов, действующих в системе здравоохранения, поможет нам более точно определить понятие медицинского бизнеса, его роль и место в данной отрасли.

Введем в рассмотрение понятие индустрии здравоохранения, под которой будем понимать всю совокупность участников экономических отношений в области медицины – продавцов и покупателей медицинской продукции и услуг, поставщиков и потребителей медицинской информации, регулирующие и саморегулирующие органы, бизнес-структуры, государственные предприятия и общественные объединения (см. рис.2.2).

Рис.2.2. Участники индустрии здравоохранения.

Рис.2.2. Участники индустрии здравоохранения.

Индустрия здоровья включает в себя множество операторов, которые обслуживают те или иные потребности государства, общества, отдельных индивидов. И если государство обеспечивает общественные потребности в сфере здравоохранения в основном товарами типа public goods (потребляемыми коллективно), то частный медицинский бизнес обслуживает сектор платежеспособных клиентов, имеющих возможность оплачивать высококачественные медицинские услуги из личных средств.

Лечащие врачи и клинические учреждения, стационары и диагностические центры непосредственным образом обслуживают потребности пациентов, желающих улучшить свое здоровье. Вокруг этой группы участников индустрии здоровья образуется ареал предприятий, обслуживающих интересы производителей медицинских услуг. К этой когорте относятся предприятия фармацевтической отрасли, учреждения медицинского образования, научно-исследовательские организации, производители медицинского оборудования, фирмы-посредники и консультанты, предприятия медицинского страхования, специализированные СМИ.

В следующей статье мы рассмотрим наиболее распространенные формы медицинского бизнеса.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.