Использование интернет-технологий в медицинском бизнесе

Интернет-медицина, как новый сегмент бизнеса, стала формироваться в большинстве развитых стран мира к концу 1980-х – началу 1990-х годов. В этот период в глобальной сети начинают появляться первые специализированные Интернет-ресурсы медицинских учреждений, фармацевтических компаний, частнопрактикующих врачей и прочих операторов индустрии здравоохранения.

Первоначально ресурсы Интернет-медицины функционировали только в информационном режиме, снабжая пользователей данными о перечне услуг, предоставленных теми или иными учреждениями здравоохранения, об ассортименте лекарственных препаратов, о ценах на медицинскую продукцию.

По представленным в коммерческих сетях товарным группам медицинской продукции сделки купли-продажи напрямую (в режиме он-лайн) совершить было невозможно, так как для этого не было соответствующих программных продуктов и операционных процедур. В связи с этим обстоятельством пользователи компьютерных сетей прибегали к услугам телефонного рынка, который дополнял рынок информационный (см. рис.9.1).

Так, например, организаторы аптечного бизнеса изучали представленные в Интернете веб-ресурсы производителей лекарственных препаратов, товаров санитарно-гигиенического назначения, анализировали указанные цены, после чего вступали в переговоры о конкретных условиях закупки тех или иных групп товаров.

Следует отметить, что становление рынка Интернет-медицины в России совпало по времени с распадом СССР и образованием Содружества независимых государств. В этот период вся отечественная индустрия здравоохранения подверглась существенным структурным преобразованиям и изменениям в условиях функционирования. В это время были практически полностью разрушены кооперационные связи между производителями лекарственных средств, медицинской техники и санитарно-гигиенических материалов, дезорганизована аптечная торговля и работа лечебно-профилактических учреждений.

Рис.9.1. Рынок электронной коммерции на начальном этапе развития

Рис.9.1. Рынок электронной коммерции на начальном этапе развития

Помимо этого, переход к свободному ценообразованию задал новые ценовые ориентиры для большинства потребителей и производителей лекарственных препаратов и медицинских услуг, а инфляционные процессы обеспечивали высокую подвижность цен. Очевидно, что в сложившихся хозяйственных условиях даже несовершенные электронные рынки Интернет-медицины сыграли огромную роль.

С развитием аппаратного и программного обеспечения увеличились возможности организаторов медицинского бизнеса и пользователей всех типов в части ведения электронной коммерции, а также получения через Интернет обширного набора лекарственных препаратов, услуг и информации. В настоящее время операционные возможности рынков Интернет-медицины заметно возросли и темпы их развития не снижаются. Ныне хорошо отлажены и бесперебойно действуют системы аптечной Интернет-торговли, информационные ресурсы лечебных и санаторно-курортных учреждений, консультационные сайты. С каждым годом все большее число пользователей обращается к услугам Интернет за информацией о лекарствах, способах лечения и поддержания здоровья. Так, по данным агентства Reuters, среднестатистический американский пациент глубоко доверяет своему семейному доктору. Но за первой консультацией идет в Интернет.

Результаты общенационального опроса, проведенного в течение октября 2002 – апреля 2003 года, показали, что почти две трети американцев хотя бы раз пользовались Интернетом. Из этой категории граждан еще почти две трети искали в Сети информацию, так или иначе касающуюся вопросов здоровья и лекарственных препаратов или других средств лечения. Однако лишь десятая часть опрошенных использовала Интернет для приобретения лекарств, общения с врачами или участия в форумах, посвященных здоровью.1

Современное понятие Интернет-медицины объемно и многомерно, в него входят целые комплексы виртуальных рынков и их инфраструктуры. Под рынком электронной коммерции в сфере здравоохранения мы будем понимать всю совокупность отношений по поводу купли-продажи в виртуальной реальности – рекламные акции, коммерческие сделки, исследования рынков и проч.

Использование частнопрактикующими врачами и медицинскими учреждениями рынков Интернет-коммерции идет в двух ключевых направлениях:

  • во-первых, как новой перспективной сферы для основного бизнеса;
  • во-вторых, виртуальное пространство быстро осваивается представителями реального медицинского бизнеса как вспомогательный инструмент, создающий новые возможности в уже существующем предпринимательском деле (см. рис. 9.2).
Рис.9.2. Схема подразделения на основной и дополнительный бизнес в Интернет-пространстве

Рис.9.2. Схема подразделения на основной и дополнительный бизнес в Интернет-пространстве

Кратко рассмотрим каждое из отмеченных направлений. С развитием IT-технологий для организаторов медицинского бизнеса открылись новые, невиданные ранее возможности по освоению нового экономического и информационного пространства, предоставляемого Интернетом. Открылся еще один мир, свободный для доступа и освоения, с низкой конкуренцией и большим потенциалом роста.

Широкие перспективы открылись для высокотехнологичного бизнеса в области предоставления медицинских услуг – в сфере дистанционного врачебного консультирования, Интернет-торговли, средств массовой информации, взаимодействия с пациентами и потребителями.

Развитие глобальной сети Интернет, активная компьютеризация населения и предприятий, создали спрос на новые программные продукты и услуги в сфере медицины, которой требуются особые предприниматели-интеллектуалы, способные работать в областях интегрированного знания  – медицины и IT-технологий, а также выдерживать конкуренцию на международном уровне (т.к. Интернет делает конкуренцию глобальной).

В последнее десятилетие рынок Интернет-медицины вырос в десятки раз, на нем образовались и закрепились сотни тысяч компаний и частнопрактикующих врачей. Столь быстрый рост предпринимательской активности в сфере электронной коммерции объясняется, помимо предъявляемого спроса на различные медицинские услуги и препараты, относительно невысокими затратами на открытие и ведение бизнеса. Так, открытие и издание собственной медицинской газеты или журнала в бумажном варианте будет стоить предпринимателю на порядок больше, чем в виртуальном пространстве. Открытие виртуальной аптеки в Интернете будет дешевле физически существующего объекта на два порядка. Иными словами, выгоды для медицинского бизнеса налицо.

Нельзя не отметить и преимущества Интернет-пространства для уже существующих медицинских компаний и частнопрактикующих врачей, которые имеют возможность сочетать инструменты реального и виртуального бизнеса. В этом случае они гармонично дополняют друг друга, делают бизнес более эффективным и диверсифицированным. Кроме того, Интернет обеспечивает высокую оперативность коммерческой информации и обратную связь с потребителем. Выяснить у пользователя Интернет его мнение о предполагаемом лекарственном препарате, медицинском приборе или услуге не представляет большой сложности, причём сделать это можно весьма быстро. Это является большим подспорьем для реального медицинского бизнеса.

Обработать полученные данные также относительно просто, а собранная посредством Интернета информация всегда будет актуальной. Именно это и позволяет организаторам медицинского бизнеса гибко менять свою маркетинговую и ценовую политику в зависимости от изменяющихся обстоятельств и потребительского спроса.

Вместе с тем система электронной коммерции позволяет не только изучать потребительский спрос; Интернет даёт частнопрактикующим врачам и предприятиям индустрии здравоохранения многомиллионную потребительскую аудиторию по минимальной цене. Действительно, стоимость полноценной рекламной компании с использованием Интернета намного ниже, чем при ведении традиционной рекламной кампании. И всё это – круглосуточно, с высокой степенью автоматизации.

Интернет позволяет организаторам медицинского бизнеса обращаться к зарубежным потребителям, продвигать свою торговую марку на внешних рынках. При этом имеется возможность предоставлять потенциальным клиентам свои планы выпуска на рынок новых продуктов, презентовать их потребительские свойства, давать рекомендации по их применению. Интернет обеспечивает возможность личного обращения к каждому потребителю и двустороннее общение с ними, – в том числе в режиме  «он-лайн». Таким образом, можно оперативно выявить нарекания и рекламации потребителей и пациентов, рассматривать их пожелания. А эта информация, в свою очередь, даёт основу для новых подходов, перестройки программы обслуживания клиентов и изменений ценовой политики.

Наконец, Интернет предоставляет организаторам медицинского бизнеса новые возможности и инструменты сбыта своей продукции в части создания Интернет–аптек и магазинов, электронных платёжных систем, автоматизированных систем сбыта и бухгалтерского учёта. Транспарентность (информационная прозрачность) бизнеса в части сбыта создаёт большие трудности для посредников в деле «накручивания» цен на лекарственные препараты и медицинское оборудование.

Весьма полезными инструментами электронной коммерции, которые широко используются в деятельности медицинского бизнеса, являются различные формы и способы информационного обслуживания потребителей в он-лайн режиме. Общая идея здесь такова: расширить клиентуру фирмы и увеличить количество продаж возможно за счет представления пользователям всего спектра коммерческих данных, актуальных на текущий момент – имеющегося товарного ассортимента, цен, скидок, рассрочек платежей, условий доставки.

Для потребителя такой инструментарий весьма удобен, так как всю необходимую коммерческую информацию можно получить прямо из офиса или домашнего компьютера. Заходя на сайт Интернет-аптеки или компании-поставщика, пользователь получает возможность:

а) узнать, имеется ли товар в наличии, достаточны ли запасы товара на складе;

б) какова текущая цена товара для розничного и оптового покупателя;

в) имеются ли торговые наценки или дисконты при продажах в кредит;

г) узнать, входит ли интересующий покупателя товар в число лидеров продаж; ознакомиться с рейтингами продаж;

д)  получить информацию, имеются ли нужные товары в Интернет-продаже и каковы условия доставки к местонахождению заказчика.

Вполне естественно, что такая информационная открытость привлекает потребителей. Создаются возможности привлечения новых клиентов из числа пользователей Интернета. Таким образом, предоставление удобных инновационных решений из области IT-технологий развивает медицинский бизнес и клиентскую базу, совершенствует взаимодействия по линии «потребитель – производитель» и «врач – пациент».

Таковы в самом общем виде возможности современной Интернет-медицины. Более подробно мы рассмотрим каждый из перечисленных инструментов ниже.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.