Правовая защита торговых марок в медицинском бизнесе

Все торговые марки принадлежат каким-либо владельцам – частнопрактикующим врачам, лечебным учреждениям, фармацевтическим предприятиям, аптекам. Однако собственность эта неосязаема, ее нельзя подержать в руках. В то же время ее легко скопировать или подделать, использовать без согласия законного владельца. Зная о позитивном восприятии потребителями какой-либо торговой марки, подпольные производители товаров и услуг снабжают чужой торговой маркой свою некачественную продукцию и извлекают незаслуженную прибыль. А те компании, права которых были нарушены, несут двойные потери – как материального, так и морального плана. С одной стороны, поддельная (контрафактная) продукция оттягивает часть платежеспособного спроса на себя и законный владелец торговой марки недополучает прибыль, с другой стороны, его репутации наносится огромный моральный ущерб, так как ответственность за некачественный продукт потребитель возлагает именно на него.

Во многих развитых и развивающихся странах несанкционированное использование чужих торговых марок получила широкое распространение. Не исключением является и сфера здравоохранения. Здесь ведение бизнеса под чужим именем – явление достаточно частое (особенно в части изготовления и распространения контрафактных лекарственных препаратов).

Рассмотрение несанкционированного использования чужих торговых марок начнем с основополагающих символов медицины – красного креста и красного полумесяца. Красный крест, который легко узнают люди во всем мире, является торговой маркой Международного Комитета Красного Креста (МККК) и его национальных подразделений. Символы красного креста и красного полумесяца используют ныне многие клиники, частнопрактикующие врачи, санатории, больницы, фармацевтические предприятия. В России и некоторых других странах символику красного креста используют автомобили скорой медицинской помощи (муниципальные и частные), не имея на то законных оснований. МККК настоятельно требует от всех частнопрактикующих врачей и медицинских организаций прекратить нарушение его прав на данную торговую марку. При игнорировании этих требований представители МККК обращаются за судебной защитой в национальные правоохранительные органы.

Следует отметить, что большинство государств ведет большую работу по пресечению незаконного использования чужих торговых марок. Это в полной мере касается и использования эмблемы Красного креста. Так, например, в США для автомобилей скорой медицинской помощи вместо красного креста была разработана другая символика – так называемая Звезда жизни (Star of Life) (см. рис.5.9).

 

Рис.5.9. Эмблема экстренной медицинской помощи, принадлежащая Американской медицинской ассоциации и Департаменту здравоохранения, образования и социальной помощи США.

 

Каждая из шести лучей голубой Звезды жизни означает одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центр эмблемы помещен посох Асклепия со змеей – как наиболее узнаваемый символ медицины, не принадлежащий никакой организации или физическому лицу.

Отстаивание МККК своих исключительных прав на красный крест и красный полумесяц ведет к существенным преобразованиям в сфере конструирования и использования торговых марок во многих странах, включая Россию. Очевидно, что зарегистрировать новые торговые марки, имеющие в своей композиции красный крест и красный полумесяц, в любых сочетаниях вскоре будет невозможно. Прибегнуть к ребрэндингу (замене торговой марки) придется и тем участникам индустрии здравоохранения, которые в течение длительного периода использовали символику МККК – например, службе скорой медицинской помощи, частнопрактикующим врачам, государственным лечебным учреждениям и коммерческим структурам. Если они не сделают этого, их торговые марки утратят правовую защиту со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Следует отметить, и еще один аспект законодательной защиты торговых марок лечебных препаратов, названия которых становятся со временем родовыми понятиями (то есть олицетворением целого класса лекарств с определенными свойствами). Проиллюстрируем данное положение на примере аспирина.

В 1897 г. немецкий фармацевт Феликс Хофман разработал лекарственный препарат, названный им аспирином, передав через два года права на него Фридриху Байеру – основателю всемирно известной фармацевтической компании «Bayer AG». После того, как слово «аспирин» стало в мире всеобщим, ассоциируясь с определенным типом лекарств, в Великобритании, США, Франции, Японии была аннулирована регистрация торговой марки аспирин под брэндом «Bayer AG».1

Избранные учреждениями здравоохранения в качестве имен торговые марки должны быть проверены на патентную чистоту. Иными словами, перед тем, как использовать новую торговую марку, ее обладателю необходимо убедиться, что кто-либо из участников рынка уже не зарегистрировал подобное название в специальных патентных органах. Любая небрежность или легкомыслие в этом вопросе чреваты негативными последствиями – крупными штрафами и аннулированием торговой марки. В качестве примера приведем следующий эпизод. В 1983 г. руководители Остеопатического госпиталя Оклахомы из города Тулса создали комиссию для выработки плана развития здравоохранения. На одном из совещаний комиссия решила выбрать название для плана. Как и следовало ожидать от группы врачей и администраторов больницы, абсолютно не подготовленных к решению такого рода задачи, они остановились на фразе, составленной из слов, часто используемых другими медицинскими программами,  – HEALTH CARE CHOICE (англ. выбор здравоохранения). Не проведя тщательной проверки названия на чистоту, комиссия усугубила первую ошибку. Вскоре после того, как план был принят к исполнению, корпорация AETNA HEALTH CARE, Inc. (англ. система здравоохранения Этна), владелец торговой марки CHOICE (англ. выбор) для аналогичных услуг в области здравоохранения, подала судебный иск о нарушении прав собственности на коммерческое название. Суд постановил запретить Остеопатическому госпиталю пользоваться термином CHOICE, а также возместить AETNA HEALTH CARE SYSTEMS, Inc. ущерб в трехкратном размере и оплатить все судебные издержки и услуги адвокатов.2

Таким образом, следует подчеркнуть, что предприятиям медицинской индустрии необходимо не только разработать торговую марку, проверить ее на патентную чистоту, но и официально зарегистрировать на территории той страны, где марка будет использоваться. После прохождения процедуры регистрации товарные знаки вносятся в соответствующие реестры, а их владельцам выдается свидетельство установленного образца. На зарегистрированных товарных знаках ставится маркировка «Registered Trade Mark» (зарегистрированный товарный знак»), которая в сокращенной форме выглядит как одна или несколько начальных букв из вышеприведенных слов, обведенных в кружок – например, ® или ™.

В заключение отметим, что не все товарные знаки, на которые подаются заявки, удается зарегистрировать. По материалам официальной статистики, публикуемым патентными бюро Германии, Великобритании и США, в указанных странах за последние годы было отвергнуто соответственно около 47%, 33% и 26% предложенных к регистрации знаков. В большинстве случаев отказ обосновывался правовыми мотивами, например, из-за несоответствия требованиям национального законодательства о товарных знаках (отличительная способность, описательность, нормы морали и т.п.).

1 См.: Федько В.П. Товарный знак. – М.: ПРИОР, 1998. – С.43.

2 Прив. по: Чамэссон Г. Торговая марка… — С.8-9.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.