Социально-экономические предпосылки для развития медицинского бизнеса в современных условиях

Медицинский бизнес

Медицинский бизнес

За последние два десятилетия в структуре и организации здравоохранения большого количества стран произошли радикальные изменения. В России, в странах Содружества независимых государств и Восточной Европы были проведены радикальные преобразования в области управления здравоохранением, дебюрократизации отрасли, изменения принципов и процедур медицинского обслуживания населения. В каждой из стран, осуществляющих преобразования в сфере здравоохранения, несомненно, имеется своя специфика и особенности, однако общий вектор изменений направлен в сторону развития медицинского бизнеса, перевода экономических отношений по линии «врач – пациент» на рыночную основу.

Рассмотрим в общих чертах социально-экономические предпосылки отмеченных процессов, выделим их движущие силы и тенденции развития.

Недостаточное бюджетное финансирование здравоохранения. Медицинская отрасль по своей экономической природе весьма затратна – расходы на ее содержание составляют в среднем 6-8 процентов расходной части бюджетов развитых стран. Такая серьезная нагрузка обременительна даже для благополучных стран, с развитым предпринимательским сектором в сфере медицины. Что же касается государств с развивающейся экономикой, где сфера медицинского бизнеса только формируется, то приходится констатировать, что недофинансирование здравоохранения принимает здесь хронический характер.

Следствием усеченного финансирования являются низкие заработные платы врачей, невысокое качество медицинского обслуживания, физическое и моральное устаревание материальной базы медицинских учреждений. Низкие доходы и неясные перспективы развития государственной системы здравоохранения заставляют врачей и младший медицинский персонал переориентироваться на медицинский бизнес, в рамках которого можно рассчитывать на финансовый успех за счет профессиональных знаний и личной инициативы.

Формирование условий для самореализации врачей. Открытие возможности для врачей организовать собственный бизнес дало старт формированию многих видов предпринимательской деятельности в сфере медицины. Получили значительный импульс к развитию малые формы медицинского бизнеса (в стоматологии, пластической хирургии, гинекологии, гомеопатии, сексологии и др.), не требующих значительных единовременных финансовых вложений. Быстрыми темпами развивается также фармацевтический и аптечный бизнес, страховая и IT-медицина.

Процессы перевода медицины на рыночные рельсы затронули и государственные учреждения здравоохранения. В целях экономического выживания одна часть медицинской отрасли акционировалась и перешла в частные руки (так произошло с санаторным комплексом, аптечными учреждениями и проч.), другая стала применять рыночные механизмы в государственных и муниципальных больницах, поликлиниках, амбулаториях и диспансерах. Такая мера позволяет в определенной мере снять остроту проблемы низкой оплаты труда медицинского персонала, повысить мотивацию и качество труда, легализовать теневые доходы сотрудников лечебных учреждений.

Появление достаточного потока платежеспособных пациентов, желающих получить высококачественное медицинское обслуживание. Государственная медицина ориентирована, в основном, на некие усредненные стандарты и нормативы обслуживания населения; ее основные критерии – массовость, доступность, бесплатность (или низкая стоимость). С ростом доходов значительной части населения существующая система медицинского обслуживания начинает во все большей степени входить в противоречие с потребностями пациентов, многие из которых не желают довольствоваться дешевыми, но низкокачественными услугами здравоохранения. Платежеспособные клиенты предъявляют спрос на высокотехнологическое и дорогостоящее лечение; для этой категории пациентов главный критерий не экономичность, а качество и эффективность предоставляемых медицинских услуг.

Образовавшуюся нишу элитного и высококачественного лечения заполняют предприятия медицинского бизнеса, в арсенале которых имеются лучшие специалисты, дорогостоящее медицинское оборудование и лекарственные препараты.

Изменение отношения населения к платной медицине. Ускоренному развитию медицинского бизнеса в немалой степени способствует изменение отношения населения к платной медицине. С развитием рыночной среды и трансформацией менталитета людей ломаются многие стереотипы мышления, складывавшиеся на протяжении многих лет. Население стран, прошедших довольно длительный путь социалистического развития, адаптировалось под низкие стандарты государственной бесплатной медицины. В связи с этим обстоятельством первые попытки организации предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения далеко не всегда вызывали понимание и сочувствие у большей части населения. С течением времени ситуация коренным образом изменилась; в обществе сформировалось понимание необходимости использования различных форм медицинского бизнеса.

Старение населения. В настоящее время мировой демографической тенденцией является старение населения. Продолжительность жизни в развитых и развивающихся странах в последние десятилетия неуклонно возрастает за счет многих факторов – улучшения условий труда и жизни людей, структуры питания, медицинского обслуживания, изменения образа жизни. Так, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России в 2009 г. составила 68,7 года, в Германии – 80,2 года, в Швейцарии – 82,3 года, в Японии – 82,7 года.[i] При существующих трендах доля населения старше 65 лет в большинстве стран мира будет монотонно возрастать, что обусловит обострение проблем болезней пожилого возраста – таких, как заболевания центральной нервной системы, опорно-двигательной, сердечнососудистой и эндокринной системы.

Соответственно, динамичное нарастание численности лиц нетрудоспособного возраста, нуждающихся в постоянном врачебном контроле, в обеспечении надлежащего медицинского обслуживания с предоставлением всех необходимых процедур, препаратов и лечащих средств, ложится непомерной нагрузкой на федеральные и местные бюджеты. Возникает дилемма: или перевод части медицины на принципы самоокупаемости, или неизбежное ухудшение качества врачебной помощи возрастным пациентам. Если учесть то обстоятельство, что далеко не все люди пожилого возраста относятся к малоимущим, то естественным путем в разрешении проблем болезней старших возрастных групп является развитие страховой и коммерческой медицины.

Развитие предпринимательского образа мышления во врачебной среде. Качественное изменение ситуации в сфере здравоохранения многих стран произошло, в том числе, под воздействием такого фактора, как проникновение духа предприимчивости в круги специалистов-медиков всех уровней. Снятие законодательных и административных ограничений на занятие предпринимательской деятельностью в области медицины позволило многим ведущим специалистам и молодым врачам пойти в бизнес. Удачный опыт создания предприятий медицинского бизнеса и организации частной практики придал мощный импульс к пополнению контингента врачей-предпринимателей. Используя банковские кредиты, финансовые ресурсы партнеров и иностранных инвесторов, а также собственные средства, организаторы медицинского бизнеса за последнее десятилетие создали целую индустрию частной медицины с развитой сетью клиентуры, дистрибьюторов, кооперационных связей.

Медицинскими предприятиями и частнопрактикующими врачами были созданы собственные web-ресурсы, газеты, журналы, выстроены каналы межотраслевого взаимодействия и консолидированного представительства своих интересов в органах государственной власти и управления. Излишне говорить, что все это было бы невозможно без фундаментального изменения мышления в профессиональной среде, без возрождения традиций в сфере медицинского предпринимательства и бизнеса.

Глобализация экономических отношений. Современное мировое сообщество минуло этап индустриального развития и вошло в новую фазу своего развития, которую называют эрой постиндустриального или информационного общества. Главной особенностью новых экономических и социальных отношений стало постепенное стирание национальных границ, свободная циркуляция информации, быстрое освоение полезных инноваций и мировых достижений во всех сферах бизнеса, науки, искусства, образования.

В условиях глобализации социально-экономических отношений сфера медицинского бизнеса развивается быстрыми, как никогда, темпами. Возможности Интернета открывают для организаторов медицинского бизнеса рынки новейших лекарственных препаратов, устраняют излишних посредников, делают открытыми цены производителей. Транспарентность (информационная прозрачность) коммерческой, управленческой и маркетинговой информации позволяет медицинским работникам получать данные об организации медицинского бизнеса за рубежом, о стоимости медицинских услуг, об уровне доходов врачебного персонала, о системах управления отраслью здравоохранения. Изучение передового опыта и сопоставительный анализ бизнес-деятельности медицинских учреждений во всем мире позволяет развиваться государственному и частному здравоохранению ускоренными темпами.

Помимо названных нами выше социально-экономических предпосылок развития медицинского бизнеса, действует целый ряд других факторов политической, культурной и правовой направленности. Действуя в совокупности, они создают благоприятный фон для совершенствования системы здравоохранения во многих странах, перевода ее на более современную и высокотехнологичную основу.


[i] Прив. по: Росс. стат. ежегодник. 2010. – С.757.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.