Классификация промышленного туризма

Для того, чтобы лучше понять феномен промышленного туризма, нам следует подразделить его в некоторой логической последовательности на отдельные составляющие. Такое структурирование по выбранным исходным признакам и установлению связей между элементами принято именовать классификацией или систематизацией.

Классифицировать промышленный туризм как весьма объёмное и многогранное понятие можно по нескольким основным факторам.

Во-первых, при анализе промышленного туризма как объёмного феномена, необходимо проанализировать экономические и бизнес-факторы, которые обозначают чёткий водораздел между платными и бесплатными турами, походами и экскурсиями. Если, к примеру, вас приглашает в свою кустарную мастерскую сосед, где он изготавливает изделия народных промыслов, то этот визит совершенно правомерно рассматривать как экскурсию с познавательными целями. В данном случае плата отсутствует, сделка купли-продажи услуги на заключается. Но это не отменяет факта передачи полезной информации от её производителя (владельца бизнеса) к потребителю.

Противоположным с экономической и предпринимательской точки зрения является факт оплаты посещения. При этом следует подчеркнуть, что оплата принимающей стороной может быть получена не только традиционным способом – то есть посредством уплаты наличных или безналичных средств, но и другими способами. Таковыми могут быть спонсорские проекты, когда промышленные туры оплачивает третья сторона – благотворительная организация, государственная структура, частные благотворители, иностранные меценаты.

Нередко принимающая сторона принимает более приемлемую и «конвертируемую» плату маркетингового характера, которая выражается в таких немонетарных показателях, как расширение известности компании, лучшая узнаваемость торговой марки, формирование благоприятного имиджа руководителей бизнеса, продвижение брэнда города или данного региона, распространение знаний о продукте и проч.

Во-вторых, нам надо рассмотреть обстоятельства организованности и неорганизованности в промышленном туризме. Поясним эту мысль такой иллюстрацией. Составной частью промышленного туризма являются такие экзотические направления, как руферство (путешествия по крышам зданий и бизнес-объектов), сталкерство (исследование заброшенных сооружений), диггерство (изучение подземных ходов и коммуникаций). Если молодые люди в одиночку или в составе самодеятельных групп работают по таким направлениям автономно, то они считаются неорганизованными участниками того или иного направления промышленного туризма. Соответственно, вся полнота рисков правового и финансового характера, получения травм, ушибов и прочих трагических случаев ложится на инициаторов такого рода туров.

Организованным промышленным туризмом считается проведение туров и экскурсий профессиональными участниками данного рынка, имеющих соответствующие навыки, опыт, знания, образование, лицензии и разрешительную документацию. Сказанное в полной мере относится к организаторам промышленно-туристического бизнеса, инструкторам и экскурсоводам, к компетентности принимающей стороны, обеспечивающей вопросы безопасности, страховки, инструктажа участников туров. Свою долю ответственности несут авторы и разработчики текстов для проводников и экскурсоводов в аспекте достоверности представляемых данных, их эстетичности, исторической адекватности.

Вполне логичной и приемлемой является классификация промышленного туризма по признакам внутреннего и внешнего характера. На схеме рис.1 мы видим, что такая систематизация проводится по трём уровням – локальный (региональный), внутристрановой и выездной (внешний).

Рис.1. Общая классификация промышленного туризма

Промышленный туризм бывает целесообразно классифицировать и по целям воздействия на контингенты. Целями осуществления реальных или виртуальных туров по бизнес-объектам бывают:

познавательные, когда участники туров пополняют багаж знаний о предприятиях, технологиях, инновациях;

профориентационные, цель которых – рассказ о профессиях, знакомство со специалистами и содержанием их труда;

развлекательные, цель которых общение в позитивной атмосфере друг с другом, с экскурсоводом, с работниками принимающей стороны, с местным населением;

деловые и научные, осуществляемые с целью завязывания новых знакомств, заключения договоров, обмена опытом, участие в выставках, семинарах, научных конференциях.

Нельзя также не отметить и другие цели – такие, как формирование патриотического воспитания, конструирование позитивного имиджа компаний и сотрудников предприятий, всего того, что входит в состав личного и корпоративного гудвилла.

 

Особенности формирования и развития гудвилла в предпринимательской среде

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.