Промышленный туризм: основной и смежный бизнес

Одной из главных групп участников экономических отношений в сфере промышленного туризма является сторона бизнеса. Её удобно подразделить на две большие категории – игроков основного и вспомогательного (смежного) предпринимательства. Граница подразделения между ними является довольно условной; иногда основные игроки могут перемещаться в разряд смежной коммерции, а другие, напротив, из категории поставщиков вспомогательных сервисов трансформироваться в ведущих провайдеров.

Обозначенное нами подразделение игроков промышленного туризма представим на простой схеме (см. рис.7).

Рис.7. Подразделение промышленного туризма на основной и вспомогательный бизнес

Рис.7. Подразделение промышленного туризма на основной и вспомогательный бизнес

Основной бизнес в промышленном туризме обычно представлен в трёх составляющих:

— физические (офлайновые) туры на предприятия, организации, промышленные объекты (мосты, подземные сооружения, космодромы, испытательные полигоны и проч.);

— телевизионные программы об истории экономики, персоналиях бизнеса, технологиях прошлого, настоящего и будущего, инновациях и перспективных научных разработках;

— онлайновые путешествия в виртуальном пространстве – посещение промышленных выставок, ознакомление с историями предприятий и брэндов, развития линейки продуктов, финансовых инструментов, школ менеджмента и проч.

Бизнес-игроков из всех перечисленных групп можно считать прямыми и косвенными конкурентами, которые постоянно борются за потребителя, привлекая его различными инструментами.

Услуги по промышленному туризму оказываются двумя видами провайдеров – физическими и юридическими лицами. Основным финансовым источником их существования служат сборы с гостей и плата за дополнительные сервисы (хотя практикуются и иные экономические модели выделения грантов, спонсорство, волонтёрство). При этом надо отметить, что на многих рынках промышленного и индустриального туризма существуют нелегальные провайдеры, избегающие официальной регистрации и прозрачной работы по установленным правилам.

Обычно промышленный туризм является низкомаржинальной предпринимательской деятельностью. Но бывают и исключения в ряде сегментов.

Наиболее дорогим и элитным сегментом промышленного туризма является космический туризм. Стоимость пакета услуг для VIP-персон, желающих побывать в космосе, составляет ныне 50 млн. долл. на человека, тогда как первые полёты космических туристов были более чем вдвое дешевле – 20 млн. долл. (например, для первого космического туриста Денниса Тито в 2001 году).

Монополию Российского космического ведомства на космический туризм пытается разрушить американский бизнесмен Илон Маск, заявивший о планах создания космического челнока, способного выходить за пределы атмосферы и создавать для космических туристов состояние невесомости. За весь комплекс туруслуг предполагается взимать всего 200-300 тысяч долл. при вместимости шаттла в 20-30 человек.

Всё больше открывается для промышленного туризма и военно-промышленный комплекс. Теперь гости авиапредприятий и военных баз могут не только поприсутствовать на месте сборки самолётов, но и полетать на фронтовом истребителе (как это сделал в своё время президент Владимир Путин). Подобный 10-минутный полёт будет обходиться туристу в 15 тысяч долл.

Закрытые некогда предприятия российского ВПК теперь меняют стратегию и включаются в систему промышленного туризма. Яркий тому пример – привлечение национальных и международных контингентов туристов ведущим производителем танков в РФ — Уралвагонзаводом (УВЗ). Ростуризм и «Уралвагонзавод» в настоящее время договорились об организации туров на предприятие в Нижнем Тагиле и тест‑драйве танка Т-90.

Учитывая значительный интерес россиян и иностранцев к современной военной технике и боевым машинам, который чётко проявляется на международных выставках и военных парадах, организаторы воентуров проработали весь комплекс сервисов, которые состоят из нескольких частей. Туристы размещаются в гостинице Park Inn by Radisson в Нижнем Тагиле и совершают автобусную экскурсию по территории «Уралвагонзавода» с посещением самого протяженного цеха (900 метров), в котором сейчас делают вагоны, а в годы войны располагался конвейер по производству легендарных Т-34.

После этого гостям покажут заводской корпоративный музей, а затем предложат прокатиться на танке Т-90 по полигону. В конце маршрута их угостят полевой кашей в военной палатке.

Расположенный в Нижнем Тагиле (Свердловская область) «Уралвагонзавод» занимается разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. Здесь производят танки Т-72 и Т-90, новейший танк Т-14 «Армата», боевую машину огневой поддержки «Терминатор» и другую военную технику.

Ранее в СМИ сообщалось, что руководство «КамАЗа» приняло решение открыть заводы компании для туристов. Кроме того, в 2015 Роскосмос решил развивать туристическое направление на космодромах Байконур (Казахстан) и Восточный (Амурская область).

 

«Уралвагонзавод» впервые откроется для туристов

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.