Пространство предпринимательской культуры или сообщества неоднородно, его составляют тысячи и миллионы отдельных носителей культуры, в число которых входят предприятия, бизнесмены, потребители, саморегулируемые предпринимательские организации, контролирующие структуры. В этой разнородной и многоликой массе встречаются различные примеры предпринимательской культуры, начиная от самых примитивных и нецивилизованных до образцов, достойных одобрения и подражания.
Предпринимательская культура проявляется во всех аспектах деятельности отдельного предпринимателя или целого предприятия – во внешнем виде персонала, в одежде, в вежливости или грубости, в чистоте помещений, в запахах, в дизайне и стиле делового общения, в атмосфере доверия или недоброжелательства. Предпринимательская культура одних компаний вызывает желание сотрудничать или работать в таких компаниях; культура же других вызывает неприятие и антипатию.
Все эти внешние проявления предпринимательской культуры являются следствиями тех ценностей и установок, которые составляют основу мировоззрения и жизненного кредо предпринимателей-организаторов данного вида бизнеса.
Основоположники бизнеса, его владельцы и высшие менеджеры стремятся сделать персонал компании единой командой, объединенной общими ценностями, профессиональной этикой и культурой. С этой целью владельцы компании и ее менеджмент строят «государство в государстве», то есть формируют определенный образ компании в сознании окружающих и собственного персонала. Подобно государственному образованию, компания разрабатывает атрибуты своей «государственности» – флаг, гимн, создает собственную «внутреннюю конституцию» (кодекс корпоративной этики) и законодательство (свод правил, штрафов и санкций), имеет свои СМИ (корпоративные газеты, радио, телевидение, интернет-ресурсы), воспитывает персонал в духе патриотизма и преданности компании. Иными словами, руководство компании формирует собственную идентичность и индивидуальность коллектива корпорации, задает эталонное поведение, вводит регламентирующие и нормирующие предписания, поддерживающие установленный порядок.
Формирование команды единомышленников под эгидой единого свода моральных правил – очень древняя традиция. Религиозные, военные, профессиональные и прочие организации используют данный принцип в качестве идеологической скрепы и выработки единообразного мышления с незапамятных времен. Десять заповедей Ветхого Завета, самурайский кодекс Бусидо, профессиональный кодекс врачей и клятва Гиппократа – яркие примеры объединения единомышленников, признающих единые нормы и правила, вводимые формальными или неформальными правилами.
Современные корпорации пытаются заимствовать и использовать опыт морального присоединения и совершенствования в предпринимательских целях:
а) для создания привлекательной предпринимательской культуры внутри корпорации, что, в свою очередь, ведет к улучшению репутации компании;
б) для улучшения управляемости фирмы;
в) для повышения инвестиционной привлекательности и капитализации компании;
г) для формирования позитивного морального климата в компании;
д) для повышения конкурентоспособности компании.
Работу по созданию кодекса корпоративной этики компании, как правило, начинают с выработки общих моральных принципов и правил, которые разделяет большинство сотрудников фирмы. Так, однако, бывает не всегда. Иногда свод общих правил ведения бизнеса вырабатывает основоположник или владелец бизнеса.
Во многих случаях «конституция компании», ее общие этические принципы составляют главную и единственную часть кодекса. Провозглашенные декларации не подкрепляются нормами прямого действия, не оговаривается система санкций и штрафов. Примером кодекса корпоративной этики данного вида может служить свод правил компании «Johnson & Johnson» и «Panasonic». Кредо компании «Johnson & Johnson», ведущего в мире производителя товаров здравоохранения, подчёркивает иерархию ответственности: во-первых, перед клиентами (врачами, медсестрами, больницами, матерями); во-вторых, перед сотрудниками; в-третьих, перед руководящими работниками; в-четвёртых, перед обществом в целом и местными сообществами; а в-пятых, перед владельцами акций, «которые должны получать справедливый объём доходов».
Более продвинутое направление представляют собой кодексы развернутого плана. Документы такого типа сходны по своей ориентации с законодательством прямого действия. В них описываются возможные коллизии, например, интересов компании и ее клиентов, указываются формы надлежащего профессионального поведения и разрешения конфликтных ситуаций. Кодексы указанного типа широко используют в своей практике как отдельные компании, так и предпринимательские ассоциации. В этой связи принято различать профессиональные этические кодексы, действующие в рамках объединений и союзов коммерческих организаций, и кодексы корпоративной этики, применяющиеся для отдельных корпораций. Развернутые кодексы используют в своей деловой практике компании «BP Amoco», «P&G» и многие другие корпорации.
Для предпринимательских объединений и союзов в развитых странах наличие профессионального этического кодекса – обязательное правило, так как именно на его основе происходит принятие в объединение новых членов или исключение скомпрометировавших себя и ассоциацию лиц.
Для иллюстрации содержательной части профессионального этического кодекса приведем выдержки из свода правил канадской гильдии брокеров. К посреднику в операциях с ценными бумагами кодекс предъявляет следующие требования:
— интересы клиента должны иметь наивысший приоритет при проведении любых сделок;
— все рекомендации, даваемые брокером клиенту, должны быть основаны на тщательном анализе как информации о самом клиенте, так и информации о конкретной цели;
— все без исключения методы привлечения клиентов и ведения дел должны быть заслуживающими общественного уважения и доверия;
— хорошее знание законодательства, постановлений и правил, касающихся торговли ценными бумагами, является безусловной обязанностью брокера;
— поддержание профессиональных знаний на высоком уровне и их постоянное совершенствование – вопрос профессиональной чести брокера.
Аналогичные этические требования имеют саморегулирующиеся предпринимательские организации и в других странах. Так, Правила честной практики Национальной ассоциации инвестиционных дилеров США содержат следующие требования:
- Если члены ассоциации контролируют клиента (или контролируемы им), то они должны уведомить об этом эмитентов до совершения ими сделок с эмитируемыми ценными бумагами;
- Запрещение подарков персоналу других фирм свыше установленных сумм, платежей и других формах, которые могли бы повлиять на рыночную оценку ценных бумаг;
- Запрещение неправильного использования ценных бумаг клиента (например, предоставление ценных бумаг клиента в ссуду без его письменного разрешения и т.п.);
Кроме того, ассоциация обладает правами по наложению штрафов, по вынесению требований и предупреждений, а также приостановке членства и исключению (что влечет за собой практическую невозможность профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг).
Частью предпринимательской культуры саморегулируемых коммерческих организаций и ассоциаций является контроль за соблюдением этических норм, принятых в деловой практике. С целью осуществления контроля за поведением членов предпринимательского объединения или ассоциации, уставными документами последних предусматривается создание специальных комиссий по деловой этике (под деловой этикой понимается система нравственных принципов и норм поведения какого-либо бизнес-сообщества или профессии), которые рассматривают соответствующие вопросы. Наряду с комиссиями по деловой этике во многих предпринимательских объединениях и союзах функционируют суды чести, которые занимаются рассмотрением дел о проступках членов союзов с вынесением компетентного решения.
Следует отметить, что суды чести не претендуют на полномочия судов общей юрисдикции; они не рассматривают дела, касающиеся уголовных или административных правонарушений. Предмет их ведения – рассмотрение поведения членов предпринимательских объединений сквозь призму кодексов профессиональной этики: честно ли поступил тот или иной бизнесмен в конкретной хозяйственной ситуации, соответствуют ли его действия сложившимся обычаям и традициям в коммерческом деле.
Но не только бизнес-сообщество осуществляет контроль за состоянием предпринимательской культуры и соблюдением норм формального и неформального коммерческого права. Эту функцию поддерживают также общественные и государственные организации (например, общество защиты прав потребителей), газеты и журналы, электронные СМИ (публикующие соответствующие материалы и рейтинги), а также правоохранительные органы.
Однако контроль указанных видов все же уступает по своей эффективности контролю со стороны предпринимателей и бизнес-сообщества. И дело здесь не только в том, что предпринимательский контроль – превентивный инструмент, а государственный и потребительский работает в основном постфактум (после сделанного).
Предпринимательский контроль является более действенным в том смысле, что препятствует злонамеренным манипуляциям на стадии замысла, когда созданию некачественного или опасного продукта противостоят этические принципы, совесть бизнесмена, всего предпринимательского коллектива. Высокая предпринимательская культура смещает приоритеты с параметра получения прибыли любой ценой до критериев полезности и востребованности своего труда, гордости за произведенный продукт и свою торговую марку.