Предпринимательство как институция и вид человеческой деятельности неубиваемо и вечно. Даже в самых суровых условиях и жесточайших внешних ограничениях люди не прекращают делать бизнес – будь то время кровопролитной войны, условия режимной тюрьмы, эпоха репрессий или военного коммунизма. Стремление улучшить своё материальное, финансовое и статусное положение, извлечение выгоды из сделок купли-продажи толкает индивидов на рискованные операции, экстравагантные и сомнительные поступки, а подчас и преступления. Как тут не вспомнить знаменитого Адама Смита, считавшего экономику нравственной наукой.
Но всё же желание разбогатеть, вырваться из цепких лап бедности, снискать общественное уважение и признание подвигает предпринимателей на изобретения и внедрение инноваций, развитие новых отраслей производства, финансовой сферы, науки, техники, технологий.
Но не одна лишь жажда наживы движет предпринимателями. Побудительными мотивами для занятия бизнесом могут быть любовь и ревность, зависть и самоутверждение, отсутствие работы по найму и неуважение окружающих. Если копнуть в более глубокие слои человеческой психики, то можно говорить о предпринимательстве как выходе творческой, физической и мыслительной энергии масс. Лев Гумилёв называл эту энергию пассионарной, а её носителей пассионариями. В известном смысле все предприниматели пассионарии, а выход накапливаемой в обществе энергии происходит через бизнес, который необратимо меняет жизнь социума. Вкусившие дух свободы и частной инициативы люди начинают смотреть иначе и на политические процессы: замечено, что предприниматели голосуют за депутатов, мэров, губернаторов не совсем так, как это делают бюджетники и лица, работающие по найму. Так что будет правомерно говорить, что предпринимательство меняет и политическую систему государства. Правда, здесь остаётся вопрос — в каком направлении — в позитивном, с развитием конкуренции, малого и среднего бизнеса (МСП), или в сторону олигархии, где супербогатые люди, «владельцы заводов, газет, пароходов», на корню скупают народных избранников, силовиков, судей, органы исполнительной власти.
Говоря о предпринимательстве, мы не можем не упомянуть и такую категорию лиц, которая занимает промежуточное положение между предпринимателями и людьми, работающими по найму. До последнего времени российское государство и отечественные законодатели не обращали внимания на лиц, которых ныне стали именовать самозанятыми. Правовая система России исходила из того, что таковые где-то существуют, но их экономический и социальный вес незначителен. Однако к 2017 году представители различных министерств и госструктур стали оценивать число самозанятых в рекордные цифры – от 14 до 22 миллионов человек.
Иными словами, множество людей в современной России фактически относится к промежуточной категории протобизнеса, занимающиеся коммерческой деятельностью по совместительству, эпизодически, без официальной регистрации и уплаты налогов (см. рис.1).
На представленной выше схеме слой самозанятых находится между такими стратами, как «Предприниматели» и «Наёмные работники». И это не просто транзитный элемент, сквозь сито которого движутся восходящие и нисходящие потоки, это ещё и питательная среда бизнеса, или, говоря одним словом, протобизнес.
Термин протобизнес означает, что в недрах этого социально-экономического пространства циркулирует достаточно большое количество граждан страны, находящихся в поиске карьеры и жизненного пути. Кто-то пробует себя на предпринимательской стезе вынужденно, из-за нехватки денежных средств или из-за неудовлетворённости своим текущим состоянием, кто-то из специалистов пытается уйти «на вольные хлеба», покидая госслужбу, лечебное или научное учреждение, а кто-то – как, например, студенты, пытается нащупать дорогу в более активную, интересную и обеспеченную жизнь.
Специфической особенностью среды протобизнеса является то обстоятельство, что активные (пассионарные) люди, пытающиеся встроиться в предпринимательское сообщество, сталкиваются с рядом труднопреодолимых препятствий, в число которых входят:
— отсутствие сколько-нибудь значительного первоначального капитала;
— неимение опыта взаимодействия с производителями, потребителями (покупателями), государственными контролирующими и надзорными органами;
— отработка мелкого, сезонного и разового спроса, который зачастую не даёт стабильного дохода.
Преобладающее большинство акторов протобизнеса пытается минимизировать финансовые риски, совмещая коммерческую деятельность и работу по найму – что весьма логично с прагматической точки зрения.
Далее мы рассмотрим роль и значение предпринимательства, которому посвятим отдельный раздел.