Основоположники дауншифтинга: кто они

Многим из наших современников знаком термин «дауншифтинг«, который с вольного английского переводится как переключение на пониженную передачу, переход на более медленную скорость жизни, отказ от стремления сделать карьеру, заработать много денег, обзавестись дорогой недвижимостью и солидным счётом в банке. Другими словами, дауншифтеры добровольно отказываются от ценностей современного мира, основанных на всевластии денег, на неуёмном желании повышения социального статуса, положения в обществе, всемерного расширения славы и влияния. В жизни сторонников дауншифтинга наступает момент, когда люди задаются вопросом: «А правильно ли мы живём? Так уж необходимы нам для счастья большие деньги, дорогостоящее имущество, подчинение начальству, неистовая конкуренция за место под солнцем? Может быть, легче и приятнее нам будет жить в системе других ценностей, опираясь на свой внутренний мир, духовную свободу и сознательное ограничение потребностей?». Какая-то часть людей, анализируя эти проблемы, становится потенциальными дауншифтерами, а кто-то реально переходит «на пониженную передачу», отказываясь от карьеры, высоких назначений, властных полномочий, больших доходов.

Часть отечественных и зарубежных исследователей считает, что дауншифтинг как явление возник в последние десятилетия, и ему не более полувека. На самом деле это не так.

Наиболее известными дауншифтерами являются римский диктатор Луций Корнелий Сулла, отказавшийся от практически абсолютной власти и ставший выращивать капусту, а также российский император Александр I, который сымитировал свою смерть, чтобы позже объявиться в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича.

Идейные и мировоззренческие основы дауншифтинга были заложены во времена ранней античности — за два с половиной тысячелетия от сегодняшних дней. Главный вклад в это обоснование сделала одна из сократических школ — киники. Антисфен, а затем и его ученик Диоген Синопский, учили, что главной целью в жизни является достижение добродетели и самодостаточности. Только благодаря самоограничению и отказу от материальных благ, человек становится внутренне свободным, приближается по своей внутренней сущности к богам.

О Диогене Синопском, о его жизни в бочке (точнее, в глиняном пифосе), его необычном поведении в части отказа от денег, имущества и материальных благ написано много текстов — в том числе о встрече с Александром Македонским, который пожелал выполнить любое желание Диогена. В ответ философ, гревшийся на солнце, попросил великого полководца не загораживать светила.

Последователями киников, принявших часть их учения, стали стоики. В России мы можем отметить юродивых и странников, которые были первыми отечественными дауншифтерами.

В заключение отметим, что иногда желание стать дауншифтером вызревает в течение длительного времени, а подчас возникает внезапно как для самого человека, так и для окружающих его людей. В связи с этим упомянем случай с жителем села Кучугуры Воронежской области Василием Воробьёвым, который провёл на чердаке два с половиной года, пока не был обнаружен односельчанами.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.