Писательский бизнес

В широком спектре предпринимательской деятельности писательский бизнес занимает особое место. Здесь не нужны офисы, станки, оборудование, иные средства производства; основным ресурсом является интеллект человека, его знания, воображение, творческое начало.

Потребность в общении с читателем, в самореализации и свободном творчестве приводит автора к литературному труду в самых разных жанрах – поэзии, фантастике, написанию романов, детективов, учебной и научно-популярной литературы, пьес, сценариев, детских книг.

Очень часто бывает так, что авторы пишут для себя, «в стол», реализуя свой писательский талант в частном, приватном порядке. В этом случае писательство не выходит за рамки хобби и интеллектуального времяпрепровождения. Писательский досуг превращается в бизнес тогда, когда у автора появляется своя читательская аудитория, со своими собственными предпочтениями, вкусами и потребностями. Встретиться читательскому спросу и авторскому предложению помогают рынки, которые могут иметь различную форму – бумажных носителей и аудиовизуальной информации (см. рис.1).

Рис.1. Рынки издательской продукции.

Рис.1. Рынки издательской продукции.

Литературный труд начинает становиться писательским бизнесом тогда, когда у автора появляется свой потребитель, своя читательская аудитория, готовая платить за писательский продукт – будь то романы, стихи, мемуары, пьесы или киносценарии. Таким образом, мы можем подразделить покупателей авторского продукта на два больших сегмента:

  1. Автор пишет для широкого круга читателей, т.е. конечных потребителей. Такой вид взаимоотношений в предпринимательском деле принято называть «бизнес для потребителя» или В2C;
  2. Автор пишет для промежуточных потребителей, представляющих собой бизнес-структуры, которые перерабатывают и дорабатывают писательский продукт, придают ему иную форму, корректируют содержание. Так, в частности, бывает со сценаристами, авторами пьес и компьютерных игр, которые пишут не для конечных потребителей (хотя это также возможно), а для кинокомпаний, театров, компьютерных фирм. Такая предпринимательская деятельность классифицируется как «бизнес для бизнеса», В2В.

Литературная стезя может быть основным видом деятельности автора или совмещаться с другой работой. Многое зависит от получаемых от писательского бизнеса доходов – если они значительны (как у Джоан Роулинг, ставшей миллиардером после написания и продажи книг о Гарри Поттере), то писатель может сосредоточиться только на своем творчестве. Если доходы от писательского бизнеса малы, то автор, как правило, сочетает литературную работу с журналистикой, переводами, преподаванием, работой по найму и иной деятельностью.

Авторы по-разному входят в писательский бизнес. Одни пишут стихи и романы с младых ногтей, другие приобщаются к нему по долгу службы – как, например, научные работники, третьи начинают писать уже в зрелом или старшем возрасте, когда появляется свободное время для раздумий, анализа, воспоминаний.

Нередко талантливые авторы так и не вступают на путь коммерциализации литературного труда из-за скромности, опасения насмешек, из-за высокой конкуренции на литературных рынках, или из-за первичных отказов издательств.

Нельзя не отметить, что конкуренция в писательском бизнесе практически во всех сегментах действительно нешуточная – только за год в России выходит свыше 100 тысяч наименований книг. И это при том, что читателей в нашей стране год от года становится все меньше и меньше. Согласно проведенным опросам, около 35% населения РФ вообще не читает книг. Еще столько же делает это урывками, эпизодически.

Но нам представляется, что все не так плохо. Времена радикальных социальных реформ и экономических кризисов рано или поздно заканчиваются, жизнь стабилизируется, читатели возвращаются к офлайновым и онлайновым изданиям. Неординарные авторы с собственным стилем, тематикой и индивидуальностью по-прежнему востребованы читательской аудиторией. Нужен лишь талант, настойчивость и изрядная работоспособность, которые, перемножаясь друг на друга, и определяют конечный результат.

Мы не зря упомянули здесь о высокой работоспособности, которую надо рассматривать вкупе с таким качеством, как стрессоустойчивость. Муки творчества, неудовлетворенность написанным, все то, что скрыто от взгляда читателя, иногда снижает производительность труда автора практически до нуля. Почти готовые главы беспощадно уничтожаются (подобно тому, как Н.Гоголь уничтожил под воздействием эмоций второй том «Мертвых душ»), а сам автор впадает в состояние фрустрации (в таком состоянии 20-летний М.Горький выстрелил себе в грудь из револьвера и мир едва не потерял одного из лучших советских писателей).

Большинство авторов вкладывают в свои произведения душу, в их книгах воплощаются философские искания, размышления, практические советы, юмор и фантазия. В связи с этим обстоятельством авторы высоко ценят свой труд и, как правило, очень чувствительны к критике своих произведений. История знает немало случаев, когда нелестные отзывы о трудах автора заставляли последнего навсегда отказаться от литературного творчества.

Говоря о трудностях писательского бизнеса, нельзя оставить без внимания и факт душевной опустошенности после написания одного или нескольких произведений, невозможности сосредоточиться, когда писать приходиться через силу, вопреки желанию. В таком состоянии Э.Хемингуэй шел на железнодорожную станцию и разгружал вагоны, Ф.Достоевского запирали в комнате, где он писал «Игрока», а жена устанавливала А.Куприну обязательную норму в несколько страниц в день.

Положительными сторонами писательского бизнеса являются следующие моменты:

— автор в своей работе волен выбирать любые жанры и сюжетные линии. Дух творчества и свободного предпринимательства – главные движущие силы его деятельности;

— удачно написанное литературное произведение приносит автору не только чувство глубокого морального удовлетворения, но и денежные доходы, которые тем выше, чем больший читательский спрос предъявляется. Предпринимательство и работа для души в писательском бизнесе, таким образом, весьма гармонично сочетаются;

— восходящая карьера автора ведет к нарастанию узнаваемости его произведений, росту славы, авторитета, влияния на умы и сердца читателей. Имя автора становится брэндом, который работает на своего владельца, увеличивая его доходы и социальный статус.

В последние десятилетия все большее количество людей желают попробовать себя в писательском бизнесе. И это вполне закономерно, так как в отличие от других видов предпринимательской деятельности данный бизнес не требует каких либо единовременных капитальных вложений, затрат на персонал, аренды помещений, покупки оборудования. Не требуется даже официальная регистрация как предпринимателя. Поэтому если автора постигнет неудача, и его произведения не будут пользоваться широким спросом, то в материальном плане он не понесет никаких потерь. Более того, даже в этом пессимистическом варианте, автор приобретет навыки писательского труда, освоит ремесло, станет больше ценить чужие литературные таланты.

О том, как может быть организована работа автора и его соавторов, мы поговорим ниже.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.