Организация и виды писательского бизнеса

Итак, начинающий литератор принял решение о начале писательского бизнеса, который, вероятно, принесет ему известность и материальное благополучие. И тогда сразу возникает вопрос – какую тему и жанр выбрать – тот, что ближе автору, или тот, что наиболее востребован рынком? Это классический для предпринимательских стартапов вопрос, – на каком поприще начинать свое дело – там, где больше понимаешь и к чему лежит душа, или там, где есть спрос (или кажется, что он есть). И вторая, немаловажная для бизнеса проблема – одному или в содружестве с кем-либо начинать работу.

Попробуем дать на поставленные вопросы развернутые ответы. Вначале попытаемся пролить свет на проблему выбора жанра и сферы деятельности, − или, как говорят специалисты по маркетингу, рыночной ниши. Если автор ориентирован на получение прибыли, то отдельные сегменты рынка для него становятся коммерчески непривлекательными – такие, как поэзия, научные монографии, техническая литература, справочники, словари. На подготовку такого рода изданий требуется много времени, знаний и кропотливой работы. Авторы в данных сегментах литературы получают от ее издания в большей мере маркетинговый, социальный, рекламный, а не прямой денежный эффект.

Поэт, издавший свой первый сборник романтических стихов, чаще всего и не помышляет о сколько-нибудь крупном гонораре. Гораздо важнее денег ему отзывы читателей, знакомых, собратьев по перу, критиков.

Большинство научных работников, издающих свои книги, учебники, монографии, публикующие статьи в специализированных журналах, также не придают решающего значения денежному вознаграждению. Их больше волнует научная репутация, известность в профессиональных кругах, приоритет в исследованиях.

Есть еще целый спектр авторов, для которых литературный труд важен не с точки зрения получения высоких гонораров, а как своеобразная PR-акция. К числу таких авторов можно отнести политиков, издающих мемуары, актеров, спортсменов, звезд шоу-бизнеса, крупных предпринимателей. Здесь также имиджевые соображения превалируют над чисто монетарными интересами.

Обычно авторы, делающие ставку на высокую прибыль от книги и массовые тиражи, избирают жанр женского романа с любовной фабулой, детективы, мистику, триллеры и приключения. В этих жанрах для автора важна фантазия, увлекательный сюжет, характеры и эмоции персонажей. Читатели данных жанров покупают книги с целью развлечения, сопереживания, заполнения досуга. Перечисленные нами жанры имеют самую массовую категорию покупателей и писатели, работающие в русле данной тематики, действительно получают наиболее высокие доходы.

Стоит, правда, отметить, что литературные рынки не остаются статичными; они постоянно меняются вслед за изменениями предпочтений читателей. Так, например, с наступлением финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. люди стали меньше читать любовных романов и фантастики, переключившись отчасти на издания практического и образовательного характера, способных дать новые знания, развить какие-либо навыки и умения. Конфигурация читательского спроса динамично меняется, вытесняя из повседневной жизни газеты и журналы. Одновременно формируется спрос на электронные читалки типа iPad, аудиокниги, Интернет-рассылки.

Далеко не праздным вопросом как для начинающих, так и опытных авторов является вопрос о партере по перу. Единоличная работа в писательском бизнесе имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Начнем с достоинств. Главным положительным моментом работы автора в одиночку является свобода принятия решений во многих аспектах: в части выбора главных героев, сюжетной линии, в сроках работы над рукописью. Кроме того, единоличный автор резервирует за собой право интеллектуальной собственности, все права по изданию и переизданию произведения, в переговорах с издателями и производителями кино исходит из своих текущих интересов. И конечно, весь гонорар от издания произведения принадлежит его создателю, его не нужно делить с соавторами.

Однако и все издержки писательского бизнеса ложатся на индивидуального автора. Всю работу приходится делать самостоятельно, начиная от плана и разработки сюжета, написания и набора на компьютере текста, и заканчивая продажи готового произведения издателям или конечным потребителям (при издании за свой счет). А это существенно удлиняет сроки работы над книгой или иным литературным произведением, увеличивает нагрузку на автора.

Здесь, правда, имеются нюансы – работу по набору, вычитыванию и правки текста можно перепоручить кому-либо из членов семьи или стороннему редактору; за дополнительную плату можно организовать работу так называемых «литературных негров», к деятельности которых мы еще вернемся ниже. Однако это обстоятельство делает работу автора не индивидуальной, а коллективной, но только не явным, а латентным, теневым образом.

Легализует совместную работу институт соавторства, применяемого в писательском бизнесе весьма широко. Участие двух и более авторов в создании одного литературного произведения имеет несомненные преимущества. Во-первых, совместная работа соавторов способствует обмену идеями и мнениями, что, чаще всего, улучшает качество сюжетной линии и текста. Во-вторых, между соавторами возможно разделение труда, когда каждый прорабатывает тот участок работы, который ему наиболее интересен и близок, а в этой конкретной области у него имеется особый опыт и знания.

Третий момент касается сроков подготовки рукописи к изданию. Естественно, когда каждый из соавторов прорабатывает свой объем работ за определенное, заранее установленное время, что существенно (иногда в 5-7 раз) сокращает период доиздательских работ.

Фактически соавторские коллективы образуют малые предприятия, которые наиболее продуктивны в научной и технической литературе, в издании словарей и справочников. Проводя параллели с промышленным предпринимательством, можно обратиться к примеру булавочной мастерской Адама Смита, где каждый отдельный работник, действуя индивидуально, может сделать не более 10-12 булавок в день. Работая же коллективом в 10 человек, они, за счет разделения труда, производят до 24 тыс. булавок в день. Нечто подобное, хотя и не в таких масштабах, происходит в писательском бизнесе.

Какой вариант работы выбрать, автор выбирает самостоятельно, планируя свою будущую литературную деятельность. Практические аспекты бизнес-планирования мы рассмотрим в следующем разделе.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Михаил:

    с уважением к автору и авторам воспринимаю объем представленной информации с разными темами но с единой концепцией «писательский бизнес». проделана серьезная работа по публичному представлению таких данных, это действительно заслуживает уважения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.