Преподавание и консультирование в писательском бизнесе (Часть 1)

Преподавание и консультирование

Преподавание и консультирование

Тенденция к увеличению числа людей, желающих попробовать себя на писательском поприще, приводит к возрастанию потребности больше узнать о специфике литературного труда и особенностях организации бизнеса в данной интеллектуальной сфере.

Начать разговор о преподавании в сфере писательского бизнеса следует, как нам представляется, с рассмотрения некоторых маркетинговых вопросов, связанных с сегментированием потенциальных писателей по возрасту, потребностям, желаемым срокам обучения. Выявление авторских предпочтений во многом определит глубину и продолжительность обучения, структуру и содержание учебных курсов, цену спроса и предложения.

Первая категория потенциальных писателей – это молодые люди, только что окончившие среднюю школу, определяющиеся с будущей профессией. Желание посвятить себя литературной стезе приводит их в соответствующие высшие учебные заведения – например, в литературный институт им. А.М.Горького в Москве, на факультеты филологии или журналистики столичных или региональных университетов. По окончании данных учебных заведений выпускники будут формально причислены к цеху литераторов и иметь на руках диплом государственного образца.

Однако наличие диплома не дает на писательском рынке ровным счетом никаких преимуществ – читателю все равно, сколько и каких дипломов имеет автор, является ли он обладателем ученых степеней и званий. Читательская аудитория руководствуется лишь собственным восприятием литературного труда – нравится он или нет, вызывает ли какие-либо чувства, эмоции, воспоминания, сопереживания. Несет ли в себе практические знания, ясно ли излагает свои мысли автор – эти и другие элементы литературных произведений отличают одни работы от других.

Кроме того, вопросы купли-продажи писательского продукта, бизнес-планирования, изучения предпочтений читательских аудиторий и текущей конъюнктуры – все это, по преимуществу, остается за рамками вузовской программы. Здесь новоиспеченные дипломированные литераторы становятся в один ряд с авторами, не имеющими профильного образования. Таким образом, уже на стадии начала самостоятельной трудовой деятельности у начинающего автора возникают трудности с освоением основ писательского бизнеса. Спустя два-три года активной работы у данного контингента возникает потребность усовершенствовать свои знания и навыки в области основ предпринимательской деятельности.

Гораздо более многочисленной категорией начинающий писателей являются люди среднего возраста, имеющие за плечами и высшее образование и жизненный опыт, попробовавшие себя в нескольких профессиях. Мысль стать писателем по совместительству приходила к каждому под воздействием различных обстоятельств: кто-то длительное время был прикован к постели и вначале в шутку, а затем и всерьез занялся сочинительством; кто-то с детства чувствовал в себе призвание стать писателем и лишь теперь осознал это достаточно отчетливо; кто-то начал писать по долгу службы на работе – аналитические записки и обзоры, отчеты и статьи – и нашел в этом ремесле свое alter ego.

Третьим сегментом авторского контингента, желающим более полно освоить азы писательского бизнеса, являются люди старшего возраста, пишущие мемуары или сочинения «для души» — стихи, сказки и детские книги, научно-популярную литературу, книги по методам сохранения здоровья, экстрасенсорике и мистике. Появившееся в жизни свободное время эти авторы хотят посвятить творческой деятельности. Гонорары и иные вознаграждения за свой труд для писателей старшего возраста даже более важны, чем для иных сегментов авторского состава.

Еще одним кластером начинающих авторов, стремящихся освоить писательский бизнес, является довольно многочисленный класс научных сотрудников, работающих в самых разных отраслях знания – гуманитарного, естественного, технического, философского. Освоив азы писательского мастерства на ниве написания научных статей, учебных пособий и курсов лекций, научные работники стремятся расширить ареал своей деятельности, выйти на новые горизонты развития. Имея хороший уровень базовой подготовки, отличное образование и широкий кругозор, эти авторы являются весьма перспективной группой пишущей братии. Однако сложившийся язык изложения, с использованием сложных оборотов и терминологии, часто мешают писателям из научной среды стать популярными авторами. Кроме того, им недостает практических знаний и навыков из сферы писательского бизнеса.

Как же пополнить багаж знаний в области писательского бизнеса всем вышеперечисленным группам авторов? Наиболее простой и дешевый вариант – самообразованием и приобретением индивидуального опыта. Несомненно, путь достойный, хотя и тернистый. Кроме того, по тематике писательского бизнеса практически нет систематизированных и полных работ, которые могут послужить фундаментом для понимания общего механизма организации и работы как писательского рынка в целом, так и его инфраструктуры. Приобретение индивидуального опыта вслепую, без получения предварительных знаний, чревато набиванием шишек и получением моральных оплеух на всех этапах подготовки и продвижения своего произведения.

Конечно, в нашей стране уже появились первые вузы, пытающиеся восполнить пробелы с экономическим и управленческим образованием многочисленного класса писателей. Таковым учебным заведением, например, является журфак МГУ, дающий второе высшее образование по специальности «Экономика и менеджмент СМИ». Однако продолжительность обучения в 3 года и плата в 260 тыс. руб. за учебный год, мягко говоря, смущает авторов. Им хотелось бы чего-то более короткого и эффективного, по принципу Бисмарка, который любил «длинные сосиски и короткие проповеди».

См. также: Преподавание и консультирование в писательском бизнесе (Часть 2)

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.