Преподавание и консультирование в писательском бизнесе (Часть 2)

Преподавание писательского бизнеса в рамках отечественных вузовских курсов чаще всего вообще не ведется. Образовательные стандарты под эгидой гуманитарного блока предусматривают как необязательные дисциплины экономику или экономическую теорию. Что же касается профессиональных дисциплин, то надо отметить, бизнес и здесь выпадает из поля зрения организаторов учебного процесса. Остается уповать лишь на факультативные курсы, обычно не обеспеченные учебно-методическими материалами и квалифицированным кадровым составом.

На последнем аспекте следует остановиться особо. Преподавание бизнес-дисциплин и менеджмента в российских вузах – тема отдельного обстоятельного разговора. Мы лишь упомянем некоторые системные проблемы, которые, возможно, в будущем найдут свое разрешение.

Первое, на чем следует остановиться – это преподавательский состав, его структура и качество. Сразу оговоримся, что по различным вузам ситуация с преподавателями может в известной мере варьироваться, однако в целом картина остается единообразной. Центральной проблемой здесь является разорванность академического знания и практического опыта работы в бизнесе. В силу сложившихся в последние десятилетия условий и весьма скромной зарплаты профессорско-преподавательского состава, работа со студентами дневной и заочной формы обучения, а также с контингентами, проходящими курсы переподготовки и повышения квалификации, мало привлекательна для людей, обладающих практическими знаниями и работающих в бизнесе. В отдельных случаях удается найти энтузиастов, однако их запала надолго не хватает.

Дефицит специалистов с хорошей фундаментальной подготовкой по экономике, менеджменту и бизнесу, имеющих в своем багаже опыт работы в предпринимательстве, восполняют люди старшего возраста или совсем молодые преподаватели, только начинающие свой путь. И тогда начинают обозначаться и углубляться еще ряд проблем, связанных с упомянутым явлением.

В частности, преподающие бизнес-дисциплины профессора и доценты старшего возраста сформировались как специалисты еще во времена социалистического и перестроечного периодов. Как правило, от процессов становления предпринимательства, приватизации и формирования инфраструктуры отечественного бизнеса у них осталось стойкое неприятие всех коммерческих нововведений, отвращение к олигархам и демонстрации власти денег. Вкупе с падением собственной заработной платы, социального статуса и престижа профессии преподавателя, профессора и доценты старшего поколения несут в аудитории, скорее, дух противодействия бизнесу, чем знания, способствующие карьере будущих предпринимателей. Слов нет, в личном плане людей старшего возраста понять можно. Однако в плане профессиональной подготовки – вопросы остаются.

Что же касается молодых преподавателей по бизнес-дисциплинам, то часто мы замечаем скольжение в иную плоскость. Удручающе низкая зарплата ассистентов и преподавателей без ученой степени толкает их на путь организации собственного бизнеса, в котором предметом купли-продажи становятся зачеты и экзамены. Дело облегчается тем, что студенты старших курсов сейчас почти повсеместно работают, на занятиях бывают нечасто. Так что средства на покупку нужных оценок у них есть. А знания по бизнесу они получают за пределами учебных заведений.

Отдельная тема – структура, содержание и продолжительность бизнес-дисциплин, преподаваемых в рамках вузовского и послевузовского обучения. Обычно за красивыми названиями предметов почти ничего нового нет, кроме уже известных разделов из общедоступных учебников по экономике, менеджменту и бизнесу. Специализация по той или иной тематике ограничивается упоминанием и примерами из конкретной области. Например, курс «Менеджмент СМИ» читается как основы менеджмента с примерами из масс-медиа. Мною наблюдались случаи, когда курсы «Основы маркетинга», «Управление маркетингом», «Маркетинг-менеджмент» и другие дисциплины, читаемые разными преподавателями автономно, при сведении их в единый перечень вопросов к госэкзамену, приводили к обескураживающему результату – до трех четвертей вопросов в них в той или иной степени повторяли друг друга.

И если подобная коллизия проходит со студентами дневной формы обучения более или менее спокойно, то студенты-заочники, а также люди, повышающие квалификацию за собственные деньги, бывают крайне недовольны такими накладками и нецелевой подготовкой.

Проблемы и трудности государственного образования служат хорошей предпосылкой для организации работы частных преподавателей и консультантов по писательскому бизнесу. Не будучи связанными обязательными государственными стандартами, структурой и продолжительностью курсов, консультанты и преподаватели вольны строить свои взаимоотношения с потенциальными или действующими писателями по своему усмотрению, опираясь только лишь на предъявляемый спрос и предпочтения аудитории. При этом занятия практикуются как коллективные, так и индивидуальные. И те и другие имеют свои достоинства и недостатки.

Индивидуальные занятия проводятся для тех лиц, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят заниматься в группе. Это может быть связано с постельным режимом обучающегося, его занятостью по основной работе, конфиденциальностью и прочими обстоятельствами. Индивидуальные занятия, чаще всего, связаны с консультациями по поводу поиска и деловых предложений соавтору (или литературному негру). Нередки также обсуждения вопросов издания книги за свой счет, вопросов меценатства и спонсорства, привлечения толковых и талантливых авторов из числа молодежи и т.д. Преимуществами индивидуальных занятий является концентрация внимания на тех аспектах писательского бизнеса, которые в наибольшей степени интересуют обучающихся, получении квалифицированной помощи в конкретных случаях и ситуациях.

Групповые занятия, в отличие от индивидуальных, предполагают коллективные обсуждения и выступления авторов, обмен мнениями и установление деловых и дружеских контактов между обучающимися. Коллективные занятия требуют специального помещения (аудитории), без которого вполне можно обойтись при индивидуальных консультациях.

По срокам подготовки занятия могут быть разовыми – в течение одного дня (4-8 часов с кофе-брейком) или более продолжительными – по 20, 40, 60-часовой программе, рассчитанной на занятия в вечернее время или по выходным дням.

Плата за обучение и консультации в значительной степени дифференцирована в зависимости от продолжительности курсов, величины арендной платы за снимаемое помещение, численности и состава обучающихся, требований по специализации курсов.

См. также: Преподавание и консультирование в писательском бизнесе (Часть 1)

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.