Рассмотрение института предпринимательства было бы неполным без анализа личности предпринимателя, характеристики его ментальности и склада ума. Важно также выявить мотивы и движущие силы предпринимательской деятельности, определить, какие чувства преобладают в побуждениях предпринимателя – честолюбие, жадность, властность, интерес, желание общения или что-то иное?
Предпринимательской деятельностью занимается много людей. Они разные по характеру, привычкам, ценностям, образу мыслей. Однако всем им присущи некие общие черты, позволяющие выделить «обобщенный портрет» предпринимателя, с присущими ему личностными характеристиками и особой мотивацией. Именно этот архетип мы будем иметь в виду, анализируя фигуру предпринимателя и его характеристики.
Современные психологи и социологи считают, что стать реально действующими и успешными предпринимателями могут не более 5-7% населения. Лишь эта незначительная часть людей обладает необходимыми для предпринимательской деятельности качествами – целеустремленностью, активностью, организаторскими способностями, предпринимательским талантом. Ограниченность предпринимательского контингента вызвана также тем, что далеко не все готовы рисковать, ставя под удар собственные активы и денежные средства. Большинство людей во всех странах мира предпочитают спокойную, размеренную жизнь и работу по найму с достойной заработной платой. Что же движет предпринимателями в их повседневной деятельности? Й.Шумпетер указывает на такие побудительные мотивы предпринимательской деятельности, как:
- Потребность в господстве, власти, влиянии;
- Воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и самим собой;
- Радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Деньги в предпринимательской деятельности выступают чаще всего не целью, а средством достижения социального статуса, уважения окружающих, возможностью самореализации, расширением выбора и спектра собственных возможностей. Но в то же время не стоит забывать, что именно деньги и прибыль позволяют, в конечном счете, открыть путь к желанным благам, только с их помощью становится возможным достижение поставленных целей. Поэтому за обладание таким ценнейшим ресурсом как деньги идет непрерывная, каждодневная борьба – то, что в предпринимательском деле принято называть конкуренцией.
Предприниматели – люди волевые и энергичные; собственные идеи и желание самореализации подталкивают их к действию, заставляют идти на риск ради получения прибыли. Однако для ее получения практически всегда требуются нестандартные, оригинальные идеи и методы их воплощения. Недаром в русском языке издавна термин «предпринимать» трактуется как «затевать, решаться использовать какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного… Предприниматель – лицо, предпринимающее что-либо» (Прив. по: Даль В. Толковый словарь живого русского языка: в 4 тт. Т. III. – СПб.: «Диамант», 1996. – С.388).
Предпринимательская деятельность чаще всего сочетает в себе самые разные элементы науки, искусства, организаторских способностей, умения управлять и торговать. Многие индивиды, пытающиеся организовать собственный бизнес, терпят неудачу и разоряются. Более того, даже для способных и удачливых бизнесменов риск финансовых и материальных потерь всегда реален.
Риск, как мы отмечали выше, непосредственно связан с предпринимательской деятельностью. Риск означает ситуацию, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют последствия вероятных исходов. Риск – это часть реальной жизни и никакие способности человека, даже самые выдающиеся, не способны устранить его. Отношение людей к риску варьируется в зависимости от личных качеств и от обстоятельств, в которых они оказываются. Люди, испытывающие антипатию к риску, редко становятся предпринимателями, так как результатом предпринимательской деятельности могут быть как прибыли, так и убытки.
Для успешной и перспективной предпринимательской деятельности крайне важны удачные идеи, которые ложатся в основу будущего бизнеса. Чаще всего эти идеи подсказывает хозяйственная практика и текущие потребности индивидов.
Значительная доля бизнес-идей имеет простой и прагматический характер – если у кого-либо бизнес реализуется успешно, то окружающие предпринимателя конкуренты не долго ломают голову – они просто копируют чужой бизнес полностью или с небольшими вариациями. В этом случае бизнесменов-«копировщиков» трудно назвать новаторами и изобретателями, хотя в практичности им не откажешь.
Совсем иной подход демонстрируют предприниматели с особым видением хозяйственной практики, со специфическим экономическим мышлением. Текущие и будущие потребности субъектов рынка они фиксируют в памяти и далее пытаются смоделировать в своем воображении бизнес, который бы удовлетворял новым способом эти потребности. О таких предпринимателях без всяких натяжек можно сказать, что они – изобретатели и новаторы в одном лице.
Люди с предпринимательским складом ума и особым экономическим мышлением сочетают в себе, как правило, целый набор личностных качеств, которые и позволяют им реализовывать свои бизнес-проекты.
Одно из важнейших качеств предпринимателя – способность подмечать нереализованные потребности людей и предприятий, на которых можно построить бизнес. Там, где обычный человек проходит мимо, предприниматель остановится и задумается – можно ли на данном явлении сделать деньги. Наблюдательность и способность мысленно смоделировать будущий бизнес – отличительная черта истинных предпринимателей.
Однако наблюдательность и способность выдвигать удачные идеи и бизнес-проекты – только часть дела. Если этими качествами способности индивида ограничиваются, его шансы стать успешным предпринимателем невелики. Оригинальные бизнес-идеи без надлежащего воплощения вырождаются в бесплодное фантазирование и прожектерство. Следовательно, предпринимателю необходимы также такие качества, как целеустремленность, способность активно действовать, воплощать в жизнь намеченные планы.
Реализация запланированных бизнес-проектов требует от предпринимателя неординарных организаторских способностей, умения работать с людьми, государственными и коммерческими структурами. И, наконец, после выстраивания и запуска бизнес-проекта, его необходимо поддерживать в конкурентоспособном состоянии, обеспечивать эффективную эксплуатацию и надлежащую прибыльность. Без соответствующего интеллектуального потенциала, специальных знаний в области менеджмента, маркетинга, психологии бизнеса и иных наук, выполнение этой задачи ставится под большой вопрос.
Таким образом, задачи по генерированию бизнес-идей, воплощению их в жизнь, по поддержанию бизнеса в эффективном состоянии, требуют от предпринимателя особых качеств – наблюдательности, воображения, творчества, умения управлять людьми и событиями. Гармоничное сочетание необходимых качеств и профессиональных знаний для предпринимателей – явление не слишком частое. Этим, в основном, и объясняется высокий процент банкротств начинающих предпринимателей – в среднем по всем странам мира до 60% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей разоряется в первые два года своего существования.