Каждый предприниматель, бизнес которого развивается успешно, хотел бы, чтобы такое положение сохранялось максимально долго, и поток прибыли не иссякал. Однако конкуренция есть конкуренция, и интересы других участников рынка начинают работать против бизнесмена. Успешность приводит к появлению завистников и подражателей. Многие другие лица, в числе которых собственные работники, конкуренты, начинающие предприниматели, также хотели бы организовать аналогичный бизнес (по образу и подобию существующего) и извлекать с его помощью большие доходы.
Но зачастую существенным препятствием для прямого копирования чужого бизнеса являются конфиденциальные (секретные) сведения, лежащие в основе данной коммерческой деятельности. Без этих сведений не складывается законченная мозаика бизнеса, в ней образуются обширные незаполненные фрагменты и прорехи, через которые утекает прибыль и клиентура. Подобно тому, как математические уравнения нельзя решить без знания определенного числа неизвестных величин, так и в предпринимательском деле нельзя скопировать чей-либо бизнес без всей полноты коммерческих данных.
Таким образом, сердцевиной многих видов и форм бизнеса является коммерческая тайна, то есть те сведения, которые открывают дорогу к копированию бизнеса, его воспроизводству в различных интерпретациях легальными и нелегальными способами. В более точной формулировке коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.*
Принято считать, что коммерческая тайна и защита служебной информации важна только в наукоемких производствах и в высоких технологиях (в фармацевтике, био- и нанотехнологиях, микроэлектронике и т.п.). Такое представление слишком узко и не отражает всех реалий предпринимательской деятельности. На самом деле коммерческая тайна лежит в основе огромного числа компаний и индивидуальных предпринимателей (см. рис.1).
В одних отраслях коммерческая тайна устаревает уже через 20 минут (как, например, в компьютерных сетях поставщиков коммерческой информации типа Bloomberg), в других компьютерная тайна «живет» от нескольких дней до нескольких недель (как, например, в печатных СМИ, когда конфиденциальная информация циклически раскрывается в виде авторских публикаций). И, наконец, достаточно длительные периоды сохранения коммерческой тайны (свыше 5 лет) характерны для отраслей пищевой промышленности, в машиностроении, авиастроении и некоторых других отраслях.
Следует также отметить, что практически вся сфера сервиса и промышленности, изготавливающей продукцию с высокой добавленной стоимостью, полностью или частично основывается на коммерческой тайне. В разряд закрытой информации попадают базы данных, сведения о клиентах и технологиях, организационные и управленческие схемы, обучающие методики, составы и рецептуры продуктов, способы контроля качества и многое другое. Всякая небрежность, халатность или умысел приводят к разглашению коммерческой тайны, в результате чего владельцы бизнеса получают дополнительных конкурентов, падение спроса и цен. Да и само существование оригинального бизнеса ставится под вопрос.
Типичным примером бизнеса, основанного на коммерческой тайне, является производство всемирно известного напитка Coca—Cola. В 1886 г. фармацевт Джон Пембертон разработал рецептуру Coca—Cola. С тех пор кто только не пытался раскрыть ее состав! Однако сделать это пока не удалось никому. Формула Coca—Cola находится в сейфе банка Trust Company of Georgia в Атланте. Доступ к сейфу имеют лишь несколько представителей компании Coca—Cola. И даже те сотрудники, которые смешивают исходные компоненты, знают их только по кодовым номерам. То есть следуют установленным предписаниям «Смешать столько-то частей компонента №4 со столькими-то частями компонента №5» — и так далее до самого секретного ингредиента №7Х.
Затем готовый концентрат отправляют на дочерние предприятия фирмы, разбросанные по всему миру. Там концентрат смешивают с водой и газируют. Но даже на этих предприятиях не знают полного состава напитка. Известно лишь, что Coca—Cola на 99,5% состоит из воды и сахарного сиропа, в состав которого входит ваниль, листья колы, концентраты кофеина и какао, ароматизаторы.
Coca—Cola за все эти годы так и не запатентовала состав напитка, так как эта процедура связана с опубликованием рецептуры. А это означает, что если какое-либо лицо запатентует исходный состав напитка, то Coca—Cola лишится права его выпуска без покупки лицензии у правообладателя. И все-таки Coca—Cola идет на этот риск, потому что знает – обнародование рецептуры напитка может подорвать ее бизнес.
Все вышесказанное относится к уже существующему бизнесу и налаженному производству. Однако только лишь этой стороной дела не исчерпывается проблема защиты коммерческой информации. Не менее важным является и другой аспект, связанный с бизнес-идеями и перспективами, со стратегией и тактикой развития бизнеса. Сейчас, как никогда прежде, высоко ценятся удачные бизнес-идеи и стратегические решения, которые могут быть легко похищены и присвоены другими участниками рыночных отношений. Доказать впоследствии свой приоритет разработчикам оригинальной бизнес-идеи будет практически невозможно. Похищенную идею могут видоизменить, придать ей новую направленность в практической реализации. И тогда вместо планируемой прибыли она будет приносить своему законному владельцу одни убытки и проблемы.
Носителем коммерческой тайны о предприятии или индивидуальном предпринимателе является государство в лице его финансовых и налоговых органов. Как и любой другой субъект рынка – как предприятие, так и его работники, уплачивают в бюджеты всех уровней налоги. По величине уплаченных налогов можно судить о суммах доходов предприятия и его персонала. Чем выше величина выплаченных налогов, тем успешнее деятельность предприятия или отдельно взятого предпринимателя. Эта очевидная взаимосвязь служит сигнальной информацией для криминальных элементов всех видов – вымогателей, мошенников, шантажистов, грабителей. Таким образом, разглашение налоговой тайны может быть чревато для предпринимателей и членов их семей криминальным давлением и даже физической расправой.
В этой связи следует отметить и значимость сохранения банковской тайны. Практически все современные предприятия и отдельные предприниматели пользуются услугами коммерческих банков – имеют в них расчетные и депозитные счета, осуществляют безналичные платежи, расчеты с партнерами и клиентами, проводят валютные операции. Иными словами, сотрудники банка знают все или почти все о текущем финансовом состоянии того или иного предприятия, являющегося клиентом банка. Утечка конфиденциальной информации об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия может стать источником неприятностей для бизнеса. В случае ухудшения занервничают кредиторы и партнеры предприятия, которые своими поспешными действиями могут окончательно подорвать бизнес. А улучшение финансовой базы бизнеса вызывает повышенный интерес к нему со стороны конкурентов, криминала и проверяющих инстанций.
Существенным каналом утечки конфиденциальной информации является собственный персонал фирмы. Ознакомившись с «внутренней кухней» предприятия, механизмами взаимодействия с поставщиками и клиентами, технологиями работы и принятия решений, сотрудники предприятия (чаще всего это менеджеры и соучредители фирмы) увольняются и организуют по аналогии с существующим свой собственный бизнес, который, по сути дела, является копией существующего.
Имеется и еще один аспект, связанный с поддержанием режима коммерческой тайны в предпринимательском деле. Этот аспект касается как недобросовестной конкуренции в целом, так и промышленного шпионажа в частности. Чужие технологические секреты всегда вызывают повышенный интерес со стороны прочих участников рынка и даже иностранных государств. И это вполне понятно. Раскрыв коммерческую тайну конкурирующих фирм, можно сэкономить значительные финансовые ресурсы и время, принять превентивные меры и сыграть на опережение. Высокая ценность такого рода информации заставляет предпринимателей обращаться к услугам частных детективных агентств и собственных служб безопасности. Незримая борьба на этом фронте продолжается безостановочно. О том, как она осуществляется, мы поговорим ниже, при анализе методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа.
Рассмотрение общих вопросов, связанных с коммерческой тайной, позволяет сделать вывод о значительной, часто решающей роли конфиденциальной информации для деятельности индивидуального предпринимателя или фирмы. Более того, от надежности сохранения коммерческой тайны часто зависит не только судьба предприятия, но и безопасность, и благополучие организаторов бизнеса, а также членов их семей. Высокая значимость коммерческой тайны для успешной работы на рынке заставляет предпринимателей уделять вопросам информационной безопасности бизнеса самое пристальное внимание.
Обеспечение режима коммерческой тайны внутри предприятия. Выделение секторов закрытой информации. Проблемы сохранения своих технологических секретов жизненно важны для предприятий разных отраслей и форм собственности. Сохранение коммерческой тайны в неприкосновенности – одна из главных предпосылок сохранения и успешного развития бизнеса в будущем. Однако это – лишь общий посыл, рыночная аксиома, без конкретного наполнения организационно-управленческими мероприятиями, без заданных алгоритмов и планов действия. Остается невыясненной проблема – как обеспечить режим коммерческой тайны, и какова цена данного вопроса.
Необходимо отметить, что универсальных решений, удовлетворявших собственников любого бизнеса, не существует. Различия в технологиях, сферах деятельности, национальных законодательствах не позволяют создать единый механизм обеспечения экономической безопасности, пригодный для всех. В то же время можно выделить ряд общих принципов, знание которых облегчает создание индивидуальных систем безопасности бизнеса и обеспечения режима коммерческой тайны.
На первом этапе руководством фирмы или индивидуальным предпринимателем рассматривается вопрос о наиболее уязвимых, с точки зрения защиты коммерческой информации, секторов бизнеса. Такими секторами являются:
- В сфере бизнеса высоких технологий (high tech) – способы и рецептуры производимой продукции, добавки и ингредиенты, улучшающие качество изделий. Это могут быть программные продукты и методы обработки информации, компьютерные модели и средства автоматизации производственных процессов, устройства и приборы, работающие на новых принципах или неизвестных ранее эффектах;
- В сфере сервиса, банковского дела и страхования – базы данных, содержащие сведения о клиентах и партнерах, их финансовом состоянии, активах, текущей и будущей платежеспособности. Не подлежат огласке данные о способах работы с клиентами, об устройстве и принципах функционирования платежных систем, паролях и кодах доступа к счетам, способах кодирования и шифрования коммерческой информации, маршрутах перемещения и хранения денежных средств;
- В сфере традиционных производств – системы охраны предприятий (расположения пунктов контроля, их технического оснащения, способов отключения систем сигнализации и блокировки), финансовая и маркетинговая информация, данные о переговорах и предполагаемых заказах, крупных покупках или продажах активов, сведения о зарплатах сотрудников, о величине премиальных выплат и проч.
Вместе с секторами возможной утечки конфиденциальной информации определяется и круг лиц, потенциально заинтересованных в получении такого рода данных. Обычно в него входят:
— конкурирующие предприятия, производящие аналогичные продукты или товары-субституты;
— лица, планирующие открыть собственный бизнес в данной сфере или близкой к ней по направленности и составу клиентов;
— сотрудники фирмы, недовольные своим служебным положением, уровнем оплаты труда, вступившие в конфликт с начальством. Знание технологических секретов фирмы может сделать этих сотрудников весьма опасными врагами предприятия. Предпринимательской практике известно немало случаев, когда обиженные или уволенные работники разрушали бизнес своего прежнего работодателя или приносили ему крупный ущерб (так, например, уволенный программист одного из крупнейших российских автомобилестроительных предприятий на несколько дней парализовал конвейерное производство путем изменений и порчи программного продукта);
— представители спецслужб и частных детективных агентств, желающие заработать на продаже коммерческой тайны фирмы ее конкурентам или иным заинтересованным лицам;
— криминальные структуры. Знание конфиденциальной информации дает возможность преступникам поставить предприятие под криминальный контроль, осуществлять шантаж и вымогательство в отношении руководства фирмы и ее работников.
После прохождения этапов выделения секторов закрытой информации и определения круга лиц, заинтересованных в раскрытии коммерческой тайны, руководство предприятия переходит к третьему этапу, связанному с ознакомлением и разъяснением персоналу сути вводимых мероприятий.
Этот этап может показаться непосвященным людям малозначительным и необязательным. Однако это грубая ошибка, которая ведет к серьезным негативным последствиям. Здесь имеется несколько аспектов:
— во-первых, введение режима секретности и ограничения доступа к информации всегда чревато домыслами, слухами и догадками. На этой почве взращиваются самые изощренные фантазии и подозрения, которые, в свою очередь, порождают недоверие и чувство разобщенности. Так, например, засекречивание информации о рецептурах и ингредиентах продукции рождает подозрение в использовании вредных, генетически модифицированных компонентах, которые подрывают здоровье и вызывают раковые заболевания. Засекречивание информации об уровне оплаты труда сотрудников порождает взаимное недоверие и даже враждебность;
— во-вторых, ограничение информационной прозрачности, транспарентности фирмы, снижает уровень доверия к ней со стороны внешних инвесторов и потребителей. Засекречивание направлений научных исследований, новых конструкторских и технологических разработок, делает непонятными перспективы предприятия, а, стало быть, затрудняет его рыночную оценку. Кроме того, за режимом секретности могут скрываться налоговые и экологические нарушения, злоупотребления финансового характера;
— в-третьих, введение мер безопасности удорожает процесс производства, увеличивает себестоимость выпускаемой продукции. В определенной мере повышение уровня безопасности бизнеса снижает конкурентоспособность поставляемых на рынок изделий. Руководству фирмы следует разъяснить персоналу, что это мера вынужденная; отказ от соблюдения режима коммерческой тайны может обойтись предприятию гораздо дороже, чем оплата труда работников службы безопасности и закупка специального оборудования.
Помимо заявленных тем и соответствующих разъяснений, руководители предприятия обращаются к персоналу с просьбой соблюдать режим конфиденциальности там, где это необходимо, с пониманием относиться к применяемым мерам безопасности.
* Трактовка коммерческой тайны прив. по: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ст.3.