Концепция интрапренерства и децентрализации управления бизнесом с целью повышения его эффективности и вскрытия внутренних ресурсов, получила в настоящее время достаточно широкое распространение, как в плане теоретических разработок, так и в аспекте практического использования. Коротко остановимся на основных положениях данной концепции.
Главными движущими силами в бизнесе являются такие факторы, как деньги, интерес, общение, самореализация. Обычно их объединяют общим термином – мотивация. Если мотивация работников предприятия снижается, неизбежно падает их творческая и физическая активность, растет апатия, утрачивается интерес к высокопроизводительному труду.
Существует множество систем актуализации мотивации за счет применения различных моделей оплаты труда, премирования, морального и материального поощрения сотрудников. Однако главную проблему мотивации труда в бизнесе снять не удается – противоречие между трудом и капиталом, наемным работником и собственником всегда остается. Ее остроту можно как-то нивелировать, снижать до приемлемого уровня и даже сводить к величинам исчезающе малым. Но устранить полностью можно лишь в случае ликвидации самой сущности наемного труда и перевода производственных отношений в русло кооперации индивидуальных предпринимателей и предпринимательских структур.
По сути, перед современными теоретиками управления бизнесом стоит задача сделать из традиционного предприятия с присущей ему дихотомией «работодатель – наемный персонал» более совершенную организационную структуру с максимальной мотивацией работающих. А так как известно, что наилучшая мотивация – это собственный бизнес, в том числе индивидуальный, то задача повышения мотивации может быть сведена к отходу от традиционной модели «владелец бизнеса – наемный работник» и внедрению систем децентрализованного и автономного управления в рамках кооперации свободных предпринимателей.
Идеи активизации предпринимательских способностей субъектов хозяйственной деятельности на макроуровне всем хорошо знакомы. Из опыта известно, что богатых стран без развитого института предпринимательства не бывает. Сравнивая государства с однородным по составу населением, разделенных историческими событиями – такие, например, как Южная и Северная Корея, Западная и Восточная Германия, материковый и островной Китай, — мы убеждаемся, что мотивация субъектов экономической деятельности и способы принятия экономических решений приводят к разительно отличающимся результатам. Одни страны уходят далеко вперед в своем хозяйственном, культурном и технологическом развитии, другие неизбежно дрейфуют в сторону экономической и культурной деградации, находясь в условиях тоталитарных режимов.
Понимая эту особенность хозяйственного развития, правительства большинства стран мира пытаются всячески развивать институт предпринимательства, стремясь задействовать мощный потенциал скрытых в отдельных индивидах творческих, физических и интеллектуальных сил.
Спускаясь на микроуровень – то есть уровень отдельных предприятий различных форм собственности, мы можем также легко заметить отличия в эффективности их функционирования в зависимости от степени обобществления производственных отношений и раскрытия предпринимательских способностей сотрудников данных предприятий.
Самыми неэффективными показали себя предприятия с государственной и муниципальной формой собственности. В них предпринимательский потенциал сотрудников направляется, как правило, в кривое русло приписок, формализма, воровства и коррупции. Недавнее прошлое СССР свидетельствует о том, что, будучи тотально государственными, предприятия страны показывали год от года стагнирующие результаты, что, в итоге, потребовало радикальных экономических и политических перемен.
Следующую позицию в линейке неэффективности занимают государственно-частные акционерные общества с преобладающей долей собственности государства. Эту взаимосвязь обобществления и отчужденности работников предприятия от результатов труда со степенью его результативности и прибыльности мы можем проследить в любых странах и сферах предпринимательской деятельности.
Таким образом, общий вектор в повышении эффективности управления в бизнесе становится очевиден. Следует внедрять предпринимательское начало и принципы самоуправления там, где это возможно.
По данному пути идут предприятия, использующие схемы аутсорсинга, которые дробят единый производственный и трудовой процесс на отдельные блоки и составляющие. Затем эти фрагменты единого бизнеса разносят по разным предпринимательским структурам, предоставляя им необходимую степень свободы и самоуправления. Действуя самостоятельно, в рамках собственных предпринимательских инициатив, отдельные самоуправляемые звенья показывают значительно большую эффективность, что позитивно сказывается на бизнесе в целом (см. рис.2).
Например, промышленное предприятие подразделяет свой бизнес на отдельные составляющие в технологическом и функциональном плане. Для поддержания чистоты в офисах и производственных помещениях теперь используются не штатные работники, а клининговые компании. Охрана осуществляется не собственными силами, а путем привлечения охранных агентств. То же самое можно сказать о рекламе, маркетинге, управляющих компаниях, юридическом обеспечении, консалтинге, дизайне.
Предприятия, работающие по аутсорсинговым схемам, могут привлекать персонал на более выгодных условиях – например, программистов, дизайнеров, копирайтеров и других работников на частичную занятость или абонентское обслуживание. При этом работающие по договорам свободной кооперации сотрудники или их коллективы функционируют на предпринимательских началах; они не находятся на определенном рабочем месте оговоренное время и не обязаны выслушивать нотации и поучения начальников. Их задача – исполнять отдельные профессиональные функции или решать возникающие проблемы в определенный срок за установленную плату. Какие технологии, методы и средства они при этом будут использовать – решает каждая бизнес-единица самостоятельно.
Использование аутсорсинговых моделей в системе управления предприятием получает в современном бизнесе все большее распространение. Появились целые кластеры фирм и отдельных предпринимателей (так называемых фрилансеров), которые обслуживают потребности юридических и физических лиц на условиях абонентского обслуживания или выполнения разовых заданий. За счет включения инициативы исполнителей, их творческой и физической энергии, свободы принятия решений, общая эффективность бизнеса возрастает.
Модели управления предприятием за счет внутреннего предпринимательства (интрапренерства) и аутсорсинга обладают огромным потенциалом динамичного развития. Однако и они не свободны от известных недостатков.
Очевидно, что привлечение аутсорсеров в лице внешних поставщиков товаров и услуг имеет для базовых компаний и ряд негативных последствий – таких, как известная утрата контроля над бизнес-процессами, раскрытием коммерческой информации о клиентах и деятельности компании. Линейная попытка перевести всех работников, отделы и подразделения компании на предпринимательские принципы функционирования может обернуться непоправимым ущербом, если частные, эгоистические интересы возобладают над коллективными целями.