О происхождении выражения «Посыпать голову пеплом»

В художественной литературе, в кинофильмах и повседневном общении россиян нередко применяется выражение «Посыпать голову пеплом». Этот фразеологизм говорящие используют как аллегорию, имея в виду не буквальное действие, а ритуальный смысл. Иными словами, фразеологизм «Посыпать голову пеплом» россияне чаще всего применяют в ситуациях, связанных с печалью, грустными воспоминаниями о ком-либо, о прошлой совместной жизни, дружбе, любви, привязанности. Например: «Ты после развода с мужем только тем и занимаешься, что посыпаешь себе голову пеплом». Или: «Хватит посыпать себе голову пеплом, привыкай к новому месту жительства!».

Откуда же пришло в общеупотребительный русский язык это выражение? Может быть, оно пришло к нам из других культур, из Древнего мира или Античности? Или наши предки применяли такой ритуал при потере жилья, близких людей, правителей? Наконец, может быть фразеологизм «Посыпать голову пеплом» является продуктом новояза и используется в повседневном общении россиян лишь в последние десятилетия (как, например, новые русские)?

Для аргументированных ответов на поставленные вопросы традиционно обратимся к авторитету нашего главного специалиста по словам и словообразованию Владимиру Далю и его фундаментальному труду — Толковому словарю живого великорусского языка, опубликованного впервые в 1860-х годах.

В третьем томе словаря В.И. Даля читаем: Пепел — изгарь, зола, всё пережжённое и перегорелое впрах. Под пеплом искра — не верь наружности. Посыпать голову пепломбыть в жали, в трауре. (Т.3, с.30).

Как видим, В.И. Даль приводит нужный нам фразеологизм и даёт ему соответствующее пояснение. Отсюда мы можем сделать два вывода: во-первых, в середине 19-го века выражение «Посыпать голову пеплом» уже использовалось в современном смысловом наполнении. И, во-вторых, очевидно, что это не продукт новояза, а довольно давнее выражение.

Поскольку В.И. Даль не уточняет этимологию (происхождение) выражения «Посыпать голову пеплом», мы сделаем предположение, что пепел может иметь различное происхождение — это и вулканический пепел (похоронивший людей как в Помпеях), это и прах кремированного человека, это и зола от костров и сгоревшего жилья.

Различные древние культуры допускали использования любого вида пепла в поминальных ритуалах и обетах мщения за погибших. Естественно, в современной российской практике имеется в виду символическая, аллегорическая часть ритуала, которая хорошо подходит для описания печали, депрессии, фрустрации, ностальгии кого-либо. Хотя, разумеется, нельзя полностью исключать вариант и непосредственного посыпания россиянами головы и волос пеплом или прахом умерших, поскольку кремация всё чаще используется ныне нашими согражданами.

См.: Происхождение русских фразеологизмов

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.