В практике современного малого бизнеса повсеместно возникают ситуации, когда владелец предприятия выбирает, произвести ли какую-либо работу силами собственных сотрудников или получить ее внешнему исполнителю. Анализ наиболее выгодных и оптимальных вариантов производится в целях:
— экономии денежных средств и времени;
— повышения конкурентоспособности бизнеса, улучшения перспектив его развития;
— усвоения опыта работы профессионалов для его адаптации и самостоятельного использования впоследствии.
Если по каким-либо соображениям (оперативности исполнения, качества или стоимости услуг) работа поручается стороннему лицу или организации, то принято говорить о аутсорсинге.
Термин аутсорсинг происходит от английских слов out – вне, снаружи и source– ключ, источник; он относительно недавно вошел в лексикон предпринимателей и экономистов. Это обстоятельство, конечно, не означает, что малые фирмы ранее не поручали исполнение каких-либо работ другим компаниям на условиях подряда или контракта. Но это делалось по несколько иным мотивам: определенный товар или услугу фирма не изготавливала сама, поэтому заказывала требуемый продукт у внешних поставщиков.
С течением времени ситуация изменилась. Усиление конкуренции заставило индивидуальных предпринимателей и владельцев малых предприятий искать новые технологии и пути повышения эффективности производства. Единый производственно-финансовый организм собственники бизнеса стали рассматривать как не как неразрывное целое, а как совокупность коммерческих структур, производящих бизнес-операции за большую или меньшую оплату. Причем качество выполненных услуг и их стоимость всегда можно сопоставить с аналогичными продуктами, предоставляемых внешними поставщиками. Выбор между собственным наемным персоналом и аутсорсером делается в рамках оптимизации какого-либо бизнес-процесса.
Описанную выше модель можно сравнить с ведением домашнего хозяйства. Так, семья может выполнять многие работы самостоятельно – производить стирку белья, чистку одежды, приготовление пищи, осуществлять ремонт квартиры, автомобиля и т.п. Но может и прибегать к услугам внешних поставщиков – прачечных, химчисток, кафе, ресторанов, ремонтных организаций. Выбор делается исходя из стоимости услуг, соображений скорости и качества их оказания.
По аналогии с домохозяйством поступают и владельцы фирм (см. рис.1).
Рассматривая малое предприятие как набор взаимосвязанных бизнес-структур, каждую из которых можно заменить внешними поставщиками, владельцы бизнеса привлекают аутсорсеров в виде клининговых компаний, аудиторских и бухгалтерских фирм, маркетинговых и рекламных агентств, юридических, софтверных и прочих предприятий.
Очевидно, что привлечение аутсорсеров в лице внешних поставщиков имеет для малых компаний и ряд негативных последствий – таких, как известная утрата контроля над бизнес-процессами, раскрытием коммерческой информации о клиентах и деятельности компании. Однако выигрыш от аутсорсинга часто перевешивает указанные опасения, тем более что возможные риски можно ограничить организационными мерами.
Остановимся более подробно на предпосылках распространения аутсорсинга, его достоинствах и движущих силах.
Одной из главных предпосылок распространения аутсорсинговых схем является усложнение бизнес-процессов. Повсеместное внедрение компьютеров и автоматизированных систем управления в делопроизводство, схемы принятия решений, маркетинговые и логистические системы привело к тому, что за последние десятилетия бизнес качественно усложнился. Компьютеры хотя и позволяют существенно увеличить производительность труда и эффективность производства, но в обмен на это требуют участия в бизнес-процессах специалистов высокого класса по их эксплуатации, обслуживанию и программному обеспечению.
Собственники малого бизнеса должны выбирать, что выгоднее и удобнее – нанимать в штат одного или нескольких сотрудников по IT-технологиям, чтобы обслуживать корпоративный сайт, базы данных, бухгалтерские и складские программы, или же обратиться за соответствующей поддержкой к специализированному предприятию, выставляющему вполне приемлемые тарифы.
Убедившись в удобстве аутсорсинга IT-услуг, многие индивидуальные предприниматели и малые предприятия стали распространять его и на другие виды деятельности:
· На санитарно-эпидемиологические услуги (дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, вывоз мусора и т.д.);
· На осуществление охраны и видеонаблюдения производственных объектов, торговых площадей и офиса предприятия;
· На клининговые услуги (ежедневную уборку, химчистку ковролина, мойку фасадов, стеклопротирку наружного остекления);
· На транспортные и экспедиторские услуги;
· На образовательные услуги, переподготовку кадров, бизнес-тренинги и мастер-классы;
· На обслуживание внешнеэкономических операций (привлечение таможенных брокеров);
· На управленческие и консалтинговые услуги (привлечение компаний по управлению ценными бумагами и иными активами, юридическое и маркетинговое сопровождение, бухучет и аудит).
Углубление разделения труда и привлечение высокопрофессиональных сотрудников со стороны улучшает качество бизнес-процессов, повышает конкурентоспособность малого предприятия.
Мощным стимулом к развитию аутсорсинга стала в последние десятилетия глобализация мировой экономики, которая в значительной мере изменила международную торговлю, финансовые операции, рынки труда. В условиях постепенного стирания национальных границ, международного разделения труда, усиления обмена информацией через Интернет преимущества аутсорсинга стали проявляться еще рельефней. Так, работодателям в развитых странах стало очевидным, что определенный спектр работ могут выполнять для предприятия сотрудники из развивающихся стран, где уровень оплаты труда значительно ниже. При аналогичном качестве поставляемой продукции экономия на заработной плате составляет от 50 до 100%.
Но не только предприятиям-заказчикам выгодны аутсорсинговые схемы. Аутсорсинг позволяет развивать передовые технологии в странах с недостаточно развитой инфраструктурой и промышленностью. Аутсорсинг создает там новые рабочие места с высокой зарплатой, позволяет накапливать позитивный опыт и интеллектуальный потенциал, обеспечивает приток иностранной валюты в страну. Так, например, индийская IT-индустрия за счет аутсорсинга динамично развивается, вбирая в себя целые сегменты инфраструктуры транснациональных компаний. Индийские специалисты с энтузиазмом берутся за работу, которую американцы и западноевропейцы считают рутинной и неинтересной. Помимо Индии аутсорсинг интенсивно распространяется в России, Мексике, Китае, Чехии, на Филиппинах. Во всех этих странах законодательство поощряет аутсорсинг, делает его выгодным и перспективным видом бизнеса.
Для российского малого бизнеса сказанное означает, что для взаимовыгодных договоров к сотрудничеству можно привлекать не только способных программистов, но и дизайнеров, составителей контента, рекламных обращений, авторов аналитических статей и прочих материалов. Если российским специалистам нужно платить не менее 1000 долл. в месяц, то за аналогичную работу профессионалы из Белоруссии, Украины, других стран СНГ можно платить на 15-20% меньше, что соответствует существующим там расценкам. И это не говоря уже об аутсорсинге внутри России, где уровень оплаты труда специалистов одного уровня сильно дифференцирован. Например, подготовка дизайна корпоративного интернет-ресурса московским специалистом может стоить в 2-3 раза дороже, чем дизайнером из Брянска или Тулы. Естественно, такие возможности малый бизнес не упускает и использует во все больших объемах. Расчеты производятся по электронным платежным системам.
Спасибо за интересную информацию!