Наша повседневная жизнь насыщена рекламой. Призывы купить тот или иной товар, услугу или информацию доходят до нас в самых разных формах, образах и проявлениях. За потребителя на рекламных рынках ведётся жёсткая и непримиримая борьба, поскольку поведение и предпочтения покупателей формируют величину прибыли производителя, предопределяет его процветание или будущее банкротство. Таким образом, реклама – это очень эффективный и многоликий инструмент, который меняет поведение и ценности человека, является средством конкурентной борьбы, рычагом психологического и экономического воздействия, инвестициями, искусством и творчеством. Мы будем рассматривать рекламу, в основном, с позиций науки, выделяя исторические, правовые, этические, маркетинговые, психологические и классификационные моменты.
Свои знания вы можете проверить на иллюстрированных тестах теоретического и практического характера, которые приведены ниже.
1 Что называют рекламой?
а) Любую информацию о ценах, предложениях продавцов и производителей, о запросах потребителей;
б) Предложения коммерческого сектора о купле-продаже товаров, услуг, информации;
в) Информацию, направленную на неопределённую группу лиц с целью привлечения внимания к объекту рекламирования;
г) Информационное воздействие на заранее определённые потребительские контингенты инструментами пиара, репутационного менеджмента, btl-технологий.
2 Какую рекламу называют неэтичной?
а) Которая содержит текстовую, звуковую и визуальную информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали;
б) Которая содержит бранные слова, применяемые в просторечье;
в) Шоковую рекламу, которая вызывает у потребителей всплеск эмоций;
г) Содержащую сомнительные намёки и аллюзии;
д) Содержащую в своей основе грубый юмор, плохо влияющий на молодёжь.
3 Недобросовестная реклама — это:
а) Реклама, направленная против семейных ценностей и родственных связей;
б) Высмеивающая определённые компании и их рекламные слоганы;
в) Реклама, ставящая под сомнение продукцию и репутацию конкурентов;
г) Реклама, призывающая к социальным протестам.
4 В чём состоит отличие рекламы от btl-инструментов?
а) Классическая реклама отличается от сэмплинга тем, что не даёт возможности апробировать продукт (попробовать на вкус, примерить, провести тест-драйв);
б) лифлетинг — та же реклама, но с возможностью налаживание зрительного и психологического контакта, разъяснение выгод от покупки предлагаемого товара или услуги;
в) промо-акции по своей сути — та же реклама, поэтому значительных отличий классической рекламы от btl-инструментов нет;
г) граница между прямой и косвенной рекламой является условной, водораздел в классификации между atl и btl-технологиями нужен лишь для определения бюджетов и планирования каждого из инструментов.
5 Какой смысл вкладывается в термин «антиреклама»?
а) Антиреклама — это мероприятие, направленное против рекламной кампании конкурентов;
б) Антиреклама — это антипод рекламы с целью повысить спрос на какой-либо продукт; цель антирекламы — дестимулирование потребителей и спроса;
в) Антиреклама — это протестное действие против каких-либо производителей (алкоголя, табака, мяса и т.д.);
г) Антиреклама — это альтернативный способ привлечения клиентов за счёт снижения цен и повышения объёмов продаж.
6 Что такое социальная реклама?
а) Социальная реклама — это способ воздействия на членов общества с целью корректировки потребительского и социального поведения, формирования позитивных моделей поведения;
б) Социальная реклама — это некоммерческая реклама, которая оплачивается меценатами и спонсорами;
в) Социальная реклама — это реклама здорового образа жизни, направленная на формирование новой бытовой и социальной культуры;
г) Социальная реклама — это вид непрямой рекламы, продвигаемой через кинофильмы — так называемая продакт плейсмент (product placement).
7 Что называется рекламной поверхностью?
а) Любая площадь, с которой потребителями считывается рекламное сообщение;
б) Рекламной поверхностью является та площадь рекламной конструкции, которая предназначена для размещения визуальной информации;
в) рекламной поверхностью может служить рабочая одежда и форма спортсменов;
г) Рекламной поверхностью может быть любая площадь, асфальт, здания или воздушные объёмы, доступные для проекторов и специального лазерного оборудования.
8 Что такое транзитная реклама?
а) Транзитной называют рекламу на транспорте;
б) Транзитной называют рекламу на движущихся носителях;
в) Транзитной называют рекламу внутри общественного транспорта;
г) Все вышеприведенные ответы допустимы.
9 Какие предметы используются в качестве рекламных сувениров?
а) Торговые марки в стилизованном исполнении;
б) Пакеты с логотипами, бейсболки, футболки, авторучки, значки;
в) Украшения, брелоки, ювелирная продукция;
г) Все варианты верны;
д) Нет правильных ответов.
10 Что в рекламном деле называют POS-материалами?
а) POS-материалами называются рекламные вывески;
б) POS-материалами именуются особым образом оформленные интерьеры торговых залов, дизайнерские решения, способы подсветки;
в) POS-материалами называются все те материалы, которые направлены на продвижение товаров, услуг и торговых марок в местах продажи;
г) POS-материалами именуются бизнес-подарки и рекламные сувениры, предназначенные для клиентов и партнёров компании.
11 Какая реклама называется тизерной?
а) Тизерной называется реклама товаров и услуг в местах офлайн продажи продукта;
б) Тизерной именуют рекламу, продвигающую заведения и продукты класса HoReCa;
в) Тизерная реклама — это комплексный продукт, включающий продвижение товаров и услуг сразу несколькими инструментами (включая розыгрыши лотерей, сэмплинги, конкурсы, маскоты);
г) Тизерная реклама использует некий образ, являющийся прологом к развитию интереса у потребителей, который удовлетворяется постепенно.
12 Что такое рекламный доход?
а) Рекламный доход — это денежная сумма, полученная компанией-заказчиком рекламы за счёт роста объёмов продаж рекламируемой продукции;
б) Рекламный доход — это денежная сумма, полученная рекламным агентством (исполнителем) за выполнение заказа от компании-инициатора (заказчика);
в) Рекламный доход — это денежные средства, полученные от от роста объёмов продаж рекламируемого продукта минус расходы на изготовление и размещение рекламы;
г) Рекламный доход — это не обязательно денежные суммы, полученные от активизации рекламы, но и маркетинговые эффекты, включающие узнаваемость продукции и торговую марку, апробирование товара, формирование привычки к потреблению.
13 Можно ли в рекламе называть свой продукт или специалистов компании лучшими?
а) Да, можно;
б) Нет, нельзя, поскольку это нарушает равенство в конкуренции с другими игроками рынка;
в) Это допускается, если рекламное обращение имеет соответствующее документальное подтверждение;
г) Федеральная антимонопольная служба не рассматривает такую рекламу как нарушение законодательства о защите конкуренции.
14 Что называют политической рекламой?
а) Продвижение в массы программ политических партий и образов их лидеров;
б) Проведение публичных ток-шоу на политические темы;
в) Публичные предложения через СМИ голосовать за ту или иную политическую силу;
г) Призывы через соцсети участвовать в политических манифестациях и акциях протеста;
д) Продвижение в массы идей, образов, ценностей, направленных на изменение политического поведения.
15 Что называют скрытой рекламой?
а) Скрытой рекламой называют различные рекламные приспособления типа проекторов, штендеров, воблеров, шоу-боксов, ценников, ростовых кукол (маскотов)?
б) Скрытой рекламой является форма продакт плейсмент, транслируемая через кинофильмы;
в) Скрытой рекламой называют подготовленные рекламные материалы, находящиеся на складе и полностью готовые к эксплуатации;
г) Скрытой рекламой называют рекламу на мобильных устройствах. В такой рекламе изготовители используют какую-либо хитрость — например, имитируют волос, попавший на экран, который пользователь желает смахнуть и тем самым активирует изображение;
д) Скрытой рекламой является использование оригинальных контактных линз, причёсок, элементов одежды.
Ответы к тестам:
1 Что называют рекламой?
Правильный ответ — вариант «в» — Рекламой называют информацию, направленную на неопределённую группу лиц с целью привлечения внимания к объекту рекламирования.
2 Какую рекламу называют неэтичной?
Правильный ответ — вариант «а» — Неэтичной называют рекламу, которая содержит текстовую, звуковую и визуальную информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали.
3 Недобросовестная реклама — это:
Правильный ответ — вариант «в» — Недобросовестной является реклама, ставящая под сомнение продукцию и репутацию конкурентов.
4 В чём состоит отличие рекламы от btl-инструментов?
Правильный ответ — вариант «г» — Граница между прямой и косвенной рекламой является условной, водораздел в классификации между atl и btl-технологиями нужен лишь для определения бюджетов и планирования каждого из инструментов.
Например, попробуйте определить, является ли классической рекламой или btl-инструментом памятник в Воронеже котёнку с улицы Лизюкова из известного мультфильма (см. фото ниже).
5 Какой смысл вкладывается в термин «антиреклама»?
Правильный ответ — вариант «б» — Антиреклама — это антипод классической рекламы, имеющей целью повысить спрос на какой-либо продукт; цель антирекламы — дестимулирование потребителей и спроса.
6 Что такое социальная реклама?
Правильный ответ — вариант «а» — Социальная реклама — это способ воздействия на членов общества с целью корректировки потребительского и социального поведения, формирования позитивных моделей поведения.
7 Что называется рекламной поверхностью?
Правильный ответ — вариант «а» — Рекламной поверхностью является любая площадь, с которой потребителями считывается рекламное сообщение.
8 Что такое транзитная реклама?
Правильный ответ — вариант «г» — Все приведенные ответы допустимы.
9 Какие предметы используются в качестве рекламных сувениров?
Правильный ответ — вариант «г» — Все варианты верны.
10 Что в рекламном деле называют POS-материалами?
Правильный ответ — вариант «в» — POS-материалами называются все те материалы, которые направлены на продвижение товаров, услуг и торговых марок в местах продажи.
11 Какая реклама называется тизерной?
Правильный ответ — вариант «г» — Тизерная реклама использует некий образ, являющийся прологом к развитию интереса у потребителей, который удовлетворяется постепенно.
12 Что такое рекламный доход?
Правильный ответ — вариант «а» — Рекламный доход — это денежная сумма, полученная компанией-заказчиком рекламы за счёт роста объёмов продаж рекламируемой продукции.
Например, компания затратила на рекламу шоколадных батончиков 100 тыс. долл. В результате продукт стали покупать более активно, в результате чего сбыт вырос на 500 тыс. долл. или на 10%. Таким образом, рекламный доход составляет 500 тыс. долл. в денежном выражении или 10% в относительных величинах. Если из суммы полученного рекламного дохода вычесть расходы на изготовление и размещение рекламы, то мы получим величину рекламной прибыли. В нашем случае это будет: 500 – 100 = 400 тыс. долл.
13 Можно ли в рекламе называть свой продукт или специалистов компании лучшими?
Правильный ответ — вариант «в» — Это допускается, если рекламное обращение имеет соответствующее документальное подтверждение.
14 Что называют политической рекламой?
Правильный ответ — вариант «д» — Продвижение в массы идей, образов, ценностей, направленных на изменение политического поведения.
15 Что называют скрытой рекламой?
Правильный ответ — вариант «б» — Скрытой рекламой является форма продакт плейсмент, транслируемая через кинофильмы.
См. также: Тесты с ответами по различным курсам