Воронежские театры и театральный маркетинг

Воронежские, как и многие другие провинциальные театры, несмотря на развитие маркетинговых технологий, продолжают работать в традиционном ключе, предпочитая проверенные временем формы рекламы, пиара и продвижения театрального продукта. Для них время почти остановилось, как на метафизических полотнах де Кирико. Проще говоря, дирекции театров ограничиваются анонсами, POS-рекламой (баннерами и плакатами в местах продажи), публикацией репертуаров на предстоящий месяц.

Гораздо более интенсивно включает рекламные инструменты антрепризный театр – приезжающие в Воронеж заезжие гастролёры гораздо активнее информируют потенциальных потребителей о предстоящих спектаклях, продвигают те или иные персоны с помощью наружной рекламы, напоминают будущему зрителю о телесериалах и полнометражных лентах, где были заняты прибывающие на гастроли актёры.

Но антрепризный театр – это отдельная история. Главная задача прибывающих малочисленных трупп в 2-3 исполнителя – быстрый заработок. Им нужно за один-два дня гастролей с минимальными издержками (то есть без декораций, технического персонала и проч.) взять с публики максимальную прибыль. Для воронежских властей и местного театрального сообщества антрепризный театр вреден, поскольку вывозит из региона деньги и создаёт конкуренцию местным драмтеатрам. Зарабатывать в Москве воронежским актёрам на аналогичных условиях не удаётся – не хватает раскрученности, известности, но отнюдь не таланта.

А вот известность, имидж, узнаваемость в театральном искусстве – дело первейшей важности. Из опубликованных работ по театральному маркетингу известно, что в драме примерно 85% зрителей идут посмотреть на любимых актёров, на втором месте – привлекательность брэнда театра, имя популярного автора или произведения. И лишь 4 процентам зрителей важно имя режиссёра.

К сожалению, по воронежским театрам данные пропорции нам неизвестны в силу отсутствия самих маркетинговых исследований. Руководители театров блуждают во тьме неопределённости, надеясь на интуицию и творческую удачу.

Как мне представляется, дирекции воронежских театров не слишком интересуются маркетингом из-за того, что театры – государственные учреждения, где зарплату, хотя и не очень высокую, платят регулярно. Что же касается увеличения коммерческой прибыли за счёт собственных усилий, то этот вопрос более актуален для частных структур. Как только областные и федеральные власти решат проблему финансирования театров в сторону снижения бюджетных дотаций (а именно к этому всё идёт) – работа по маркетинговому обеспечению, несомненно, активизируется.

На мой взгляд, у театральных коллективов Воронежа есть огромный потенциал роста доходности искусства и бизнеса. Повышению известности наших актёров, режиссёров, сценаристов, авторов пьес и музыкальных произведений, танцоров, балетных коллективов мешает дефицит инвестиций. Нет денег на рекламу, пиар и промо-акции – нет соответствующей отдачи в виде интереса к театру, премьерам, молодым талантам и заслуженным артистам.

Как же сдвинуть дело с мёртвой точки? Думаю, с помощью театрального маркетинга, который очень схож по своему инструментарию со спортивным маркетингом. На этом поприще театралам есть чему поучиться – причём практически задаром.

Приведём несколько малозатратных маркетинговых инструментов, способных оживить интерес к театру в различных зрительских контингентах, открыть новые грани взаимодействия творческих работников и зрительской аудитории.

  1. Авторгаф-сессии и совместное фотографирование. Контакты зрителей с театром будут более устойчивыми, если после некоторых спектаклей проводить 15-минутные автограф-сессии, отвечать на вопросы, делать сэлфи со зрителями. Это мероприятие обязательно попадёт в соцсети и прессу, поднимет волну пиара и обеспечит узнаваемость артистам.
  2. Дирекции театров следует обсудить с местными ТВ-компаниями вопрос о взаимовыгодном сотрудничестве: театры могли бы продать или передать права на трансляцию в записи (или напрямую) части своих спектаклей или иных сюжетов с актёрами в обмен на рекламу, беседы, видеозарисовки о театре и его артистах.
  3. Театрам, как и спортивным клубам, следует подыскивать себе спонсоров с различной градацией (генеральный, титульный, информационный и т.п.), что позволит делать инвестиции в человеческий капитал, художников, дизайнеров, актёров, авторов, в пиар и маркетинг.
  4. Дирекциям воронежских театров следовало бы задуматься о театральной атрибутике, памятных медалях, монетах, значках, коллекционных билетах и проч.
  5. Неплохо было бы договориться с местными художниками о демонстрации их полотен в фойе театров, что было бы взаимовыгодно всем сторонам.
  6. Театрам надо развивать институт волонтёрства. За счёт активистов и энтузиастов можно было бы решать серьёзные задачи по пропаганде театрального искусства, поощрения школьных, сельских, корпоративных и студенческих театров.
  7. Использовать инструменты привлечения общественного внимания за счёт btl-технологий: объявления конкурсов на лучшее стихотворение о театре или лучший рисунок и т.п.

Не исключаю, что перечисленные мероприятия могут показаться руководителям воронежских театров ерундой, которая только отвлекает от высокого искусства. Может быть, это так. Но может, и совсем иначе. Расставить всё по своим местам может только экономическое и маркетинговое экспериментирование. Новации не приходят сами. Их нужно искать, внедрять и поощрять. А самоуспокоенность ведёт к самонадеянности, и, как следствие, к коммерческому провалу.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.