Становление логистики как бизнес-дисциплины

Логистика как наука

Логистика как наука

Современное понимание термина логистика во многом отличается от трактовки данного понятия в прошлом. В античной математике логистикой называли совокупность измерительных и вычислительных операций в отличие от более фундаментальной категории «теоретическая математика».

Позднее логистика была востребована как практическая деятельность по снабжению военных действий на территории противника. Армии Александра Македонского, завоевавшего огромные территории, поддерживалась специальными подразделениями по снабжению, которые специализировались на логистике. Впоследствии этот опыт переняли римляне, которые стали называть логистикой систему распределения продуктов. Появились даже государственные должности логистов, которые контролировали поставки продовольствия, сырья и материалов для гражданских и военных нужд.

Понимание логистики как системы снабжения армии, формирования запасов, перевозок и обеспечения оборонных объектов существовало на протяжении всего средневековья и стало менять свой смысл с развитием дальнего судоходства в Европе. Развитие промышленного предпринимательства, поточного производства, торговли, железнодорожного сообщения, потребовало от бизнеса новых подходов к снабжению и распределению готовых продуктов.

Небольшие партии товаров, которые изготавливали мелкие мануфактуры и отдельные ремесленники, стали вытесняться крупными предприятиями, использовавшими мощные машины и механизмы, приводимые в движение паровыми двигателями. Стремительно растущее в 18-19 вв. население нуждалось в значительных объемах товаров массового потребления, что являлось хорошей предпосылкой для формирования емких рынков сбыта.

Представители бизнеса отчетливо осознавали эффекты от масштаба производства и продажи товаров. Всем было очевидно – чем больше партия товаров – тем большую прибыль можно было получить. Инвестиции в машинное производство требовались более значительные, но и выгоды были несравненно выше. Эффекты масштаба снижали издержки и понижали конечные цены. В свою очередь, снижение цен подхлестывало спрос и рынки вновь расширялись – в том числе, за пределы национальных государств.

Появилось и такое невиданное ранее явление, как сбои логистики и затоваривание складов. Первый серьезный экономический кризис 1815 г. в Англии стал, по сути дела, кризисом логистическим. Блокада Наполеоном сырьевых и товарных потоков из Англии, запрет на заход в морские порты и торговлю британской продукцией дал толчок к развитию местных производителей в Европе и на американском континенте. После снятия блокады английские товары оказались лишними на рынках, что и спровоцировало кризис перепроизводства.

Со временем бизнес стал все лучше осваивать логистическое наследие военных. Большие промышленные и торговые предприятия стали использовать научные методы работы с поставщиками и потребителями, осваивать методы оптимального управления запасами.

Сподвигло предпринимателей к освоению научных основ логистики вовсе не желание пополнить копилку человеческих знаний. Просто правильно выстроенная логистика позволяла экономить существенные суммы денежных средств, которые потом трансформировались в прибыль. Особенно это отчетливо видно для крупных производителей и ритейлеров, которые должны поддерживать в равновесии поступления товаров и сбыт. Когда количество позиций у поставщиков и продавцов достигает тысяч и даже десятков тысяч (как в крупных гипермаркетах), логистические  модели приносят существенные положительные эффекты.

Таким образом, в современном понимании логистика стала пониматься не как наука и искусство снабжения армии, а как бизнес-дисциплина, с помощью которой удается решить такие задачи, как экономия времени и денежных средств, снижение потерь скоропортящихся продуктов, уменьшение транспортных затрат, погрузочно-разгрузочных работ, складских расходов, таможенных пошлин.

Существует достаточно большой набор определений логистики как науки. Часть из них опирается на общее определение, касающееся управления товаропотоками. Другая группа определений дополняет понимание логистики движением информационных и денежных потоков.

Приведем несколько трактовок. Если рассматривать логистику как часть менеджмента, то можно сказать, что логистика – это направление хозяйственной деятельности, которое состоит в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

Последнее определение упоминает также  о планировании и контроле движения материальных, финансовых и информационных ресурсов. Однако это уточнение излишне, так как планирование и контроль – функции менеджмента. Для простоты будем пользоваться элементарным определением логистики как науки и практической деятельности о товародвижении и сервисном обслуживании этого движения.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.