За свою историю российская экономика не раз подвергалась реформированию. Особенно значительными трансформациями экономического строя, связанными с коренным переустройством всех общественно-экономических отношений, являются реформы 1920-х годов и современные реформы 1990-х.
На первый взгляд, общего в этих реформах не так много. Однако более пристальное рассмотрение и сопоставление отдельных процессов и явлений позволяет выявить ряд общих закономерностей, которые, несмотря на различные временные периоды их проведения, позволяют говорить об их значительном сходстве, как по экономическим предпосылкам, так и по тем или иным явлениям, сопутствующим реформам. Речь, в частности, идет о таких базовых предпосылках, как общая неэффективность экономики с общественной формой собственности на средства производства и курсом на сворачивание предпринимательской инициативы, что неизбежно ведет к деградации социально-экономической системы и к необходимости ее реформирования. Что же касается переходного периода, то есть периода, следующего за введением частной собственности, в течение которого начинает интенсивно развиваться предпринимательство, то аналогии в виде сходства способов первоначального накопления капиталов и методов недобросовестной конкуренции порой довольно значительны, а в ряде случаев просто идентичны.
Подобие применяемых методов недобросовестной конкуренции в период нэпа и в современной экономике России вызвано до некоторой степени сходными обстоятельствами реформенного периода. Наиболее значительные из них следующие:
- Отсутствие в стране значительного частного капитала;
- Крайне незначительное участие иностранного капитала в экономических реформах;
- Полное обобществление производства и наличие товарного дефицита;
- Огромное значение роли личных связей в торговых и государственных организациях для начальной стадии предпринимательства.
Эти факторы и предопределили схожую специфику первоначального накопления капитала, и, соответственно, аналогию в методах недобросовестной конкуренции. Специфика, в частности, проявляется в форме конкуренции: в борьбе государственного (общественного) и частного сектора экономики.
Обратимся к фактам.[i]
Начало нэпа (период 1921-1923 гг.), по замечанию известного революционера Ю.Ларина, характеризовалось преимущественно тем, что в это время частный капитал возникал путем перекачки в частные руки государственных средств разнообразными способами и методами. Предприниматели «вступали в НЭП почти с голыми руками, очень мало, часто почти ничего не имея за душой, кроме своей предприимчивости, кроме связей в различных советских учреждениях, кроме готовности идти на великое преступление ради обогащения».[ii]
С целью приобретения начального капитала и получения максимальной прибыли, предприниматели наряду с методами недобросовестной конкуренции использовали различные формы мошенничества, хищений и спекуляции. Все эти методы комбинировались и взаимно дополнялись, образуя разнородные по своему виду и составу деяния. При этом, однако, все эти действия объединяет общий замысел − за счет недобросовестных или преступных методов снизить себестоимость продукции и тем самым увеличить ее конкурентоспособность, выигрывая борьбу у конкурентов, не пользующихся сомнительными с точки зрения деликтного или морального права методами.
Широкое распространение в период нэпа получил метод недобросовестной конкуренции, связанный с использованием в технологии некачественных и низкосортных материалов, о чем при продажах умалчивалось. Товар при этом реализовывался под видом качественного, иногда с небольшой скидкой в цене. В качестве примера приведем следующий эпизод. Лаборанты Ленинграда в 1922 и 1923 годах за взятки получали из Рауспирта денатурированный спирт, который затем частные торговцы употребляли на парфюмерию. Имея, таким образом, материал дешевле ТЭЖЭ (треста «Жиркость»), они реализовали его на рынке, продавая свою парфюмерию на 15-205% дешевле.[iii]
Заметим, что в период современных реформ образца 1990-х годов подобное явление также широко распространено. Так, масштабы подделки ликероводочных изделий чрезвычайно велики − по некоторым оценкам, до 50% общего количества спиртного, реализуемой через розницу, изготовлено кустарным способом нелегальными производителями. За счет использования в производстве спиртных напитков технического спирта, налог на производство которого в 2 раза ниже, чем на пищевой спирт, а такие за счет уклонения от уплаты налогов, пираты получали значительные прибыли. Пострадавшей стороной являются потребители и добросовестные производители.
Другим недобросовестным методом, подрывающим принцип равноправия в конкуренции, является метод «паразитных предприятий». Caм по себе этот метод очень прост и эффективен, вследствие чего получил в периоды реформирования массовое распространение. Сущность метода хорошо знакома современникам нынешних экономических преобразований и сводится к тому, что государственные служащие из числа управленческого персонала организуют при госпредприятии коммерческую структуру, которая паразитируя на деятельности госпредприятия (используя его основные фонды, государственные кредиты и прочие ресурсы), имеют более низкие издержки на производство единицы продукции, что позволяет им получать высокие прибыли и подавлять конкуренцию. Обратимся к историческим фактам.
Один из госслужащих, ставший предпринимателем − некто С.Пляцкий, заказал заводу «Большевик» прокатать 26 тыс. пудов стали из материалов завода. Цена Пляцкому была назначена ниже себестоимости. Заказ (валы) был выполнен из высокосортной стали, подходящей по составу к инструментальной. Заказ Пляцкому был выполнен на месяц раньше срока; между тем аналогичный заказ Сестрорецкому оружейному заводу был исполнен на месяц позднее, и задержаны были заказы Волховстрою. Заказы Пляцкому выполнялись из материалов завода, но, тем не менее, Пляцкий под них получил широкий кредит в Госбанке. Этот банковский кредит он использовал для своих других оборотов. Далее, этот заказ был заклеймен буквой «Г», что является специальной ответственной маркой завода «Большевик», указывающей на особо высокое качество товара, то есть этот товар особенно охотно должны были рвать с руками все нуждающиеся в металлотоварах госорганы. Наконец, управляющий завода Серов выдал Пляцкому мандат в том, что Пляцкий является «представителем завода». К этому остается добавить сведения о массовости данного явления: из частных предпринимателей, дела которых слушались судом в 1924-1926 годах, состояло на государственной службе до 1921 года ни много ни мало 90%.[iv]
Следующей формой недобросовестной конкуренции, часто применявшейся как в период нэпа, так и в современной практике, является использование коммерческим организациями помещений, оборудования, транспорта, сырья и материалов по бросовым ценам, которые назначаются за взятки государственными чиновниками при распродаже неликвидных фондов, реорганизации (или приватизации) какого-либо государственного предприятия. Предлоги для подобных операций могут использоваться самые разнообразные. Приведем несколько примеров.
ГУМ в 1926 году из всей импортной галантереи, то есть из той галантереи, которая была привезена из-за границы и была оплачена золотой валютой для специального насыщения внутреннего рынка, − ГУМ в стремлении к сокращению «мертволежащего» запаса 80% импортной галантереи продал частным лицам. Из оптовой продажи ГУМа в 1926 году вообще 56% всех товаров продано частный лицам.
Ленинградодежда, когда распродавала свое неликвидное имущество, вполне исправные автомобили продавала по цене от 400 до 600 рублей за штуку, между тем как рыночная цена такого автомобиля «оставляла не менее 10 тысяч рублей.[v] Естественно, что в таких условиях государственные предприятия постепенно утрачивали свои позиции в конкуренции с частными производителями. В качестве аргумента приведем еще один эпизод.
Два лучших завода по производству гальванических элементов – «Молния» и «Бетта» − были сданы в аренду. Они и до революции не имели достойных конкурентов. Тогда же ими управлял некий Гезерих, который был совладельцем заводов, а с 1921 года он взял их в аренду. Причем сделал это на условии, чтобы имущество было оценено по спискам самого Гезериха, которые он составил менее чем в одну десятую действительной стоимости, как это было затем установлено на суде. Это дало возможность Гезериху продавать изделия заводов на 30% ниже прейскуранта государственных заводов с той же продукцией. Это было довольно распространенным явлением, когда продукция арендованных заводов по своей дешевизне била на рынке продукцию госзаводов, потому что государственные заводы полностью оплачивали расходы производства, а арендованные заводы часто сдавались на таких условиях, когда им материалы и запасы надолго предоставлялись почти бесплатно.[vi]
Следующим способом, нарушающим конкурентные отношения в смысле равноправия их участников, является контрабанда. Негативные проявления контрабанды распадаются на три основные направления:
— во-первых, это деяние само по себе является правонарушением, которое связано с уклонением от налогообложения (таможенных сборов и пошлин);
— во-вторых, в результате контрабанды на внутренний рынок страны попадают товары, не прошедшие должной проверки и сертификации, подчас подделки, изготовленные пиратским способом, применение которых может нанести ущерб потребителю;
— в-третьих, те торговые и промышленные предприятия, которые не используют контрабандную продукцию, оказываются в менее благоприятных условиях с точки зрения конкурентных отношений.
Масштабы контрабанды традиционно высоки в портовых и приграничных населенных пунктах. В связи с этим, по обе стороны границы возникает целая сеть посреднических фирм, обслуживающих контрабандный оборот. Так как в основном все эти фирмы частного характера и их услугами пользовались частные предприниматели, то естественно, что успешно развивался частный капитал, а ущерб несла государственная промышленность и торговля по той причине, что их товары не находили сбыта. Обратимся к статистике.
В Новороссийске, где контрабандная торговля была развита достаточно сильно, за второе полугодие 1925 года общий оборот торговли увеличился более чем на 60%. Но при этом обороты частной торговли возросли на 80%, в то время как оборот государственной торговли возрос только на 53%, а кооперативной — всего на 33%. Удельный вес частника в связи с этим поднялся до 47% от общего оборота торговли. Так как контрабандные товары идут через частную торговлю, то в излюбленных пунктах увеличилась и роль частной торговли.
Как в период нэпа, так и в период 1991-1994 годов объектом повышенного внимания частных предпринимателей становились государственные льготные кредиты. Процесс получения таких кредитов и их использование в большинстве своем связаны с методами недобросовестной конкуренции. Причем получение необоснованного государственного кредита или даже лишь гарантийного письма Госбанка ведет к мультипликативному эффекту недобросовестных действий. В качестве люстрации к сказанному приведем следующие примеры.
Химический завод «Калорифер» (частный), якобы выпускающий перетопленое сало, хочет кредитоваться в Госбанке. Госбанк поручает своему агенту посмотреть завод. Завод оказывается «работающим на полном ходу» и получает кредит в Госбанке. Впоследствии оказывается, что этот выпуск сала был единственным в практике этого завода на весь год; его выпустили исключительно для агента Госбанка. Это дело слушалось в Московском губернском суде в 1926 году.
А другой завод, мыловаренный, работал «беспрерывно», но, как выяснилось потом, всегда варил одну и ту же массу. Когда бы не пришел агент Госбанка на завод, на заводе всегда имелся запас массы для переварки и дежурный человек, чтобы ее варить. Но вся эта махинация начиналась только тогда, когда агент Госбанка являлся для осмотра.
Кроме того, штамп Госбанка придавал коммерческим фирмам видимость солидности и надежности. Подразумевалось, что если Госбанк доверяет какой-либо фирме, то сомнений в ее финансовой устойчивости быть не может, а всякая дальнейшая проверка не имеет смысла. Так, некоему частному предпринимателю Петрице и его компаньону Инглинку, производившим земляные работы на сельскохозяйственной выставке в Москве, удалось получить даже не кредит, а гарантийное письмо Госбанка. Компаньоны сняли с этого гарантийного письма заверенные копии и разослали заграничным фирмам и советским учреждениям. Эффект получился полный. Они успешно завязали переговоры с заграничными фирмами «Алямерико», с европейским лесным концерном, даже с Нобелем, получили из-за границы заказ на 50 тыс. шпал, получили в аренду Нижегородский лесопильный завод в Майкопе, до революции оценивающийся в миллион рублей, почти успели получить паркетный завод в Батуме, фабрику гнутой мебели в Майкопе и т.д. − когда вдруг попались на неаккуратно данной взятке в 100 тысяч рублей и были арестованы.[vii]
Конечно, приведенными выше методами не исчерпывается вся гамма методов недобросовестной конкуренции, применявшихся в период нэпа, однако после приведенного обзора легче составить представление об их сущности, такие как и найти соответствующие аналогии в современных российских реформах.
[i] Источником фактического материала по методам недобросовестной конкуренции послужили судебные дела о нэпманах. Прив. по: Ларин В. Частный капитал в СССР / В кн.: Антология экономической классики. — Т. 2. — С.433-483.
[ii] Там же — С.439.
[iii] Указ. соч. — С.442.
[iv] Там же. — С.444.
[v] Там же. — С.454.
[vi] Там же. – С.456.
[vii] Указ. соч. – С.471-472.