Спустя шесть десятилетий после фактического сворачивания нэпа и реставрации коммунистических принципов в экономике, Россия вновь к концу 1980-х годов столкнулась со сходными проблемами начала 1920-х: общая неэффективность экономики с тотальной общественной собственностью на средства производства, отсутствием легального предпринимательства, повсеместным товарным дефицитом, нехваткой продуктов питания, рационированием и социальной нестабильностью.
Глубинная причина подобной ситуации, на наш взгляд, − антинаучный подход при формировании коммунистической доктрины, присущий всем социальным утопиям − игнорирование самой природы человека и его коренных интересов, упоминавшихся нами выше при определении поведенческой модели индивида. Апостериори мы убедились, что изначальная посылка о том, что человек в своем поведении будет руководствоваться альтруистическими соображениями неверна, а ориентирование на данную точку зрения ведет к тяжелым социально-экономическим последствиям.
Как нами уже отмечалось, и предпосылки к проведению реформ и собственно сами пути трансформации социально-экономических систем оказались сходными, и, по сути дела, единственно возможными и верными − возврат к экономике, основанной на частной собственности. Отсюда следуют и общие закономерности в реформировании, осуществляется жесткая привязка к проблеме перехода собственности от государства в частные руки. В связи с этим и методы недобросовестной конкуренции оказались во многом аналогичными.
Вместе с тем нельзя не заметить, что многие методы недобросовестной конкуренции в современных реформах значительно усовершенствовались, с развитием научно-технического прогресса появились новые, ранее неизвестные формы, которые требуют осмысления и всестороннего анализа.
Остановимся на общих тенденциях развития и направлениях методов недобросовестной конкуренции, существующих на современном этапе переходной экономики России. Путь государственного капитализма, по которому пошла страна, предопределил специфику переходного периода − огромное влияние и значение государства в экономических отношениях. Ввиду значительной монополизированности отечественной экономики, многочисленности случаев предоставления необоснованных налоговых льгот и привилегий, высоких налогов, некомпетентности и ошибок госчиновников, механизм рыночной конкуренции оказался значительно деформированным. Приближенность к государственным структурам отдельных предпринимателей и компаний обеспечивает им выгодные условия функционирования и высокие прибыли, в то время как те субъекты, кто подобными связями не располагает, несут значительно большие издержки.
Естественно, что в предпринимательских кругах хорошо осознается важность связей с государственными структурами, вследствие чего ими в этом направлении предпринимались определенные действия для налаживания «деловых контактов». Предпринимателями расходуются значительные суммы в виде взяток, подарков, льготного кредитования либо строительства для госслужащих. Методы недобросовестной конкуренции в этой области приобрели довольно причудливые формы и закамуфлированный характер. Обратимся к фактам.
В целях получения льготного валютного кредита в 30 млн. долл. предпринимателю А.Климентьеву требовалось содействие нижегородского губернатора Б.Немцова. Тогда А.Климентьев предложил Б.Немцову сыграть с ним теннисный матч с призовым фондом в 1 млн. руб. Матч состоялся 23 августа 1993 года. Победил губернатор. Следующий матч на аналогичных условиях состоялся 29 августа 1994 года. Газета «Известия» отмечала в этой связи: «Губернатор вновь победил. Тут же на корте получил деньги, в то время как зрители злословили по поводу демонстрируемого перед ними нового способа дачи взяток».[i]
Начавшиеся в начале 1990-х годов процессы денационализации и акционирования государственных предприятий часто сопровождались использованием методов недобросовестной конкуренции − искусственно занижались цены приватизируемых объектов, под надуманными предлогами от конкурсных торгов отстранялись нежелательные конкуренты, использовались силовые методы воздействия − вплоть до физического устранения неугодных предпринимателей и банкиров.
Зачастую руководство государственных предприятий проводило приватизацию в своих интересах, дезориентируя общественность и трудовой коллектив, утаивая от них важную коммерческую информацию. При скупке контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий использовались заемные средства, которые затем погашались из финансовых ресурсов паразитических фирм, открытых менеджментом «основного» предприятия. В качестве иллюстрации приведем пример приватизации металлургического комбината в Челябинске. Он довольно типичен, однако из-за ряда обстоятельств данное дело получило широкую огласку.[ii]
Приватизация проводилась следующим образом. Дирекция завода (всего 81 человек) образовала частное предприятие «Томет», которое заняв 2 млрд. руб. у московской фирмы «Старт», разделило эти деньги между всеми членами для приобретения контрольного пакета акций своего основного предприятия — Челябинского металлургического комбината. Причем «Томет» договорился с областным управлением госимущества взять еще 20% акций, которые должны были пойти в свободную продажу. Иными словами, более 35% собственности (по льготным ценам) оказались бы в руках ограниченного круга лиц втайне от общественности и коллектива предприятия. При этом кредит в 2 млрд. руб. погашался продукцией комбината − 16 тыс. тонн стали были отгружены московскому «Старту» именно в этих целях. Журналист, который расследовал данный эпизод, подчеркивает: «Фактически на комбинате возникла коммерческая структура, в которую вошли те же лица, что и в руководство. Она покупает металл за низкую цену у себя и тут же перепродает его на сторону в несколько раз дороже. Разница, естественно, становится дивидендом для самих коммерсантов».[iii]
Нередко в конкурентной борьбе за право контроля того или иного предприятия, а также в процессе перераспределения государственного имущества консолидировались промышленные и предпринимательские структуры не только с государственным аппаратом, но и сорганизованными преступными группировками. Конкуренция в таких случаях принимает особо жесткий и бескомпромиссный характер. В погоне за прибылью и собственностью криминально-предпринимательские структуры не останавливаются ни перед чем: в ход идет запугивание конкурентов, поджоги, взрывы и убийства.
Здесь мы вплотную подходим к теме использования силовых методов в недобросовестной конкуренции. Принято считать, что к недобросовестной конкуренции следует относить, в основном, мелкие правонарушения, связанные, по большей части, с использованием чужих товарных знаков и клеветой на товар (или конкурента).
Опасные и тяжкие преступления, связанные с шантажом, убийствами, похищениями людей, нанесением телесных повреждений – эти действия выводятся из законодательного поля недобросовестной конкуренции и относятся к юрисдикции уголовного права. Таким образом, мотивы преступления, сформированные на почве устранения конкурентов, растворяются под тяжестью совершенных деяний. Это напоминает юридический принцип, когда больший срок поглощает меньший.
На самом деле происходит смешение различных классификационных принципов:
- принципа классификации по тяжести преступления;
- принципа классификации по роду преступления.
Если кодифицировать правонарушения по способу отнесения тех или иных деяний к недобросовестной конкуренции, то очевидно, что происходит пересмотр общих взглядов на классификацию преступлений, связанных с конкурентными отношениями. Нельзя в этой связи не обратиться и к теме коррупции и лоббизма недобросовестными предпринимателями своих интересов через влиятельных чиновников. Эта тема особенно актуальна для современного этапа развития рыночных отношений в России.
Сращивание предпринимательских и государственных и криминальных структур представляет собой наиболее опасную для общества форму рынка и конкурентных отношений. Объединения подобного типа, как правило, хорошо организованы, дисциплинированы и вооружены, располагают значительными финансовыми ресурсами, имеют разветвленную сеть осведомителей в государственных органах и силовых структурах.
В качестве примера приведем структурно-организационную схему предпринимательско-криминального формирования братьев Ларионовых, действовавшего на Дальнем Востоке в конце 80-х — начале 90-х годов (см. рис.16).[iv]
Криминально-коммерческая организация братьев Ларионовых (которая в материалах дела получила название Системы) в некотором смысле типична, а потому нуждается в более подробном рассмотрении. Ее руководители — братья Александр и Сергей Ларионовы не были примитивными бандитами, оба имели высшее техническое образование и начинали коммерческую деятельность в конце 1980-х годов как обычные предприниматели. Братья успешно действовали в сфере бизнеса, учреждали и открывали новые фирмы − кооператив «Румас» (обучение водителей); совместное с японцами предприятие «Киоейавто» (торговля подержанными японскими легковыми автомобилями); фирму «Клобук» (торговля недвижимостью); охранное агентство − ТОО «РАЛ». Однако задачей зарождающейся империи была не просто прибыльная предпринимательская деятельность, а монополизация рынка и подчинение конкурентов всего Владивостока. Для решения этой задачи и была создана Система. В программном документе, написанном А.Ларионовым, задачи Системы были определены следующим образом:
- использование связей с административными органами для расширения экономического пространства и воздействия на конкурентов;
- воздействие на конкурентов в коммерческих структурах экономическими методами;
- захват свободного экономического пространства.
Для работы в Системе привлекались специалисты Главного разведывательного управления (ГРУ) и спецназа, уголовники и предприниматели, юристы и экономисты. Банда обладала широкой агентурной сетью. Агентов вербовали в рядах конкурирующих фирм, в противоборствующих криминальных структурах, в милиции и прокуратуре. В архивах Системы обнаружены отчеты, в которых указаны фамилии двух следователей городской прокуратуры − как платных агентов, которым было выплачено по 50 тыс. руб.
Устранение конкурентов производилось при помощи огнестрельного оружия, в том числе снайперского, с помощью поджогов и ядов, а также с имитацией несчастного случая. Особое внимание уделялось взрывному делу.
После ликвидации криминально-коммерческого формирования братьев Ларионовых, следствием было установлено, что на счету группировки 18 убийств, 6 покушений на убийства и целый ряд других тяжких преступлений.
Результатом кооперации промышленников и предпринимателей с криминальными структурами в конкурентной борьбе за сферы влияния в алюминиевой промышленности стала настоящая алюминиевая война.[v] Итогом противостояния стали убийства банкира В.Яфясова и покушение на коммерческого директора АО «Саянский алюминиевый завод» В.Токарева, происшедшие 6 и 10 апреля в Москве. Как следует из материалов следствия, убийства были осуществлены по схожему сценарию профессиональными ликвидаторами.
Широкую известность получило убийство в Красноярске предпринимателя В.Цимика, который руководил деятельностью более чем 20 коммерческих фирм и имел деловые отношения с красноярским алюминиевым заводом. Тогда же по Красноярску прокатилась волна заказных убийств бизнесменов, многие из которых были связаны с алюминиевым бизнесом (только в течение 10 дней были расстреляны 5 генеральных директоров и президентов), что побудило Союз товаропроизводителей и предпринимателей объявить край зоной, неблагоприятной для развития экономики: из-за тотальной криминализации сворачивается производство, сокращаются рабочие места.
Подобных примеров из экономических реформ России, касающихся методов недобросовестной конкуренции, можно было бы привести еще достаточно много. Однако уже рассмотренные нами факты в полной мере демонстрируют специфичность и жесткость методов переходной экономики.
[i] Чугаев С. Из подполья в губернаторы //Известия. — 1996. -3 окт.
[ii] Прив. по: Пашков А. Контрольный пакет на легкую жизнь //Известия. – 1993. – 28 апр.
[iii] Там же.
[iv] Прив. по: Корольков Й. Кровавый передел // Известия. — 1995. — 28 апр.
[v] Tapacов А. Новые жертвы алюминиевой войны // Известия. — 1995. — 21 апр.