Высокие трансакционные издержки в значительной степени затрудняют осуществление экспортно-импортных операций, снижают эффективность бизнеса, тормозят экономическое развитие страны. Подобно тромбам в кровеносной системе больного, трансакционные издержки осложняют международный обмен, ухудшают «экономическое здоровье» государства.
Учитывая это обстоятельство, правительства и таможенные службы большинства стран мира предпринимают усилия в направлении снижения трансакционных издержек во внешнеэкономических операциях, пытаясь снизить негативные эффекты от их действия.
Способы и направления действия государственных структур и бизнеса по снижению трансакционных издержек весьма разнообразны и многоплановы, включают в себя организационные, управленческие, технические и правовые мероприятия. Остановимся на анализе подобных мероприятий более подробно.
1. Автоматизация деловых процессов. Прохождение таможенной границы государства связано с соблюдением предусмотренных формальностей по надлежащему декларированию грузов, оформлению необходимых документов, уплатой налогов и пошлин, осуществлению таможенного досмотра и прочих процедур. Подчас проведение рутинных операций неоправданно затягивается, грузы и транспортные средства вынужденно простаивают, у таможенных пропускных пунктов выстраиваются очереди. Непроизводительные простои и продолжительное оформление необходимых товарно-транспортных документов ведет к порче товаров, потерям в виде упущенной выгоды, замедлению оборачиваемости капитала.
Высокие трансакционные издержки, связанные с недостаточной скоростью прохождения через таможню необходимых документов, с информационно-поисковыми, техническими и контрольными процедурами, можно снизить за счет применения современных компьютерных технологий, техники и специального программного обеспечения.
Общение таможенных органов с предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными сторонами переводится ныне на новую основу, базой которой являются компьютерные сети (в том числе сеть Интернет), системы электронного документирования и архивирования данных, электронно-цифровых подписей и платежей. Использование стандартных отчетных форм и унифицированных процедур позволяет автоматизировать расчеты, движение финансовых и товарных потоков, разрешительные и контрольные процедуры, снизить трудозатраты и количество занятых рутинными операциями работников.
Конечно, создание необходимой инфраструктуры, аппаратных и программных комплексов, баз данных и других средств связи требует значительных инвестиций. Однако капиталовложения, сделанные в таможенную инфраструктуру и персонал, быстро окупаются за счет снижения трансакционных издержек и повышения эффективности экспортно-импортных операций.
2. Консалтинговая деятельность таможни. Изменения в таможенном законодательстве, подзаконных актах, правилах прохождения таможенных процедур не всегда оперативно доходят до участников внешнеэкономической деятельности. Нередко предприниматели и предприятия испытывают трудности в понимании тех или иных норм таможенного кодекса, толкований правил оформления товаров, заполнения отчетных форм, взаимодействия с подразделениями таможенной службы. Непонимание или незнание таможенных норм и правил приводит к ошибочным действиям, потере времени и денежных средств.
Снизить трансакционные издержки, вызванные незнанием и ошибками, призвана консультационная деятельность специалистов таможни, которые при обращении к ним заинтересованных лиц, разъясняют смысл тех или иных положений и процедур, которые необходимо выполнить.
В мировой практике используются разные системы консультирования участников внешнеэкономической деятельности, основанные на возмездном или безвозмездном способе предоставления услуг.
Федеральная таможенная служба России оказывает консультационные услуги коммерческим предприятиям и индивидуальным предпринимателям бесплатно, руководствуясь соображениями улучшения взаимопонимания между государством и бизнесом, а также в целях снижения трансакционных издержек.
3. Экономические и организационные способы снижения трансакционных издержек в таможенных органах. Одной из главных проблем в деле снижения трансакционных издержек при пересечении таможенных границ государства товарными потоками является проблема «внутреннего предпринимательства», когда сотрудники таможни стараются извлечь из своих должностных полномочий дополнительные доходы. Способы и направления борьбы с этим явлением вытекают из анализа причин, порождающих поборы. Укажем основные векторы преодоления «внутреннего предпринимательства» в таможенных органах, используемых в мировой практике.
— Экономическое направление. Весьма часто на путь поборов сотрудников таможни толкает невысокая заработная плата. Пытаясь улучшить свое материальное положение с помощью различного рода ухищрений и взяток, таможенники увеличивают личный совокупный доход. Иногда в такого рода деятельность втягиваются целые группы сотрудников таможни разного уровня, образуя преступные сообщества. Борьба с организованными группами более сложна по сравнению с отдельными проявлениями взяточничества работниками таможенных органов.
Не допустить проникновения духа мздоимства и формирования организованных преступных групп возможно при помощи достойной оплаты труда сотрудников таможни. Как показывает мировая практика, с повышением уровня оплаты труда таможенники начинают больше дорожить своим рабочим местом, меньше вступают в контакты с взяткодателями, чаще сообщают руководству о поступающих предложениях денежных средств в связи с коррупционными действиями. В то же время следует констатировать, что простое увеличение оплаты труда не исключает продолжения поборов; этот инструмент более эффективен в комплексе с другими организационными и правовыми мерами.
— Организационное направление. Снизить уровень «внутреннего предпринимательства» в таможенных органах удается при помощи ряда организационных мероприятий, которые включают в себя «информационную открытость» (транспарентность) отношений, внутренний контроль (включая периодическую проверку сотрудников на полиграфе — детекторе лжи), рациональное распределение должностных полномочий.
Как видно из направлений деятельности организационного преодоления поборов в рядах сотрудников таможни, все они непосредственно следуют из побудительных причин противозаконной деятельности данного вида. Если теневые договоренности с представителями бизнеса происходят тайно, скрытно от внешнего наблюдателя, то информационная прозрачность отношений сильно затрудняет преступную деятельность. Внеплановые проверки, аудит и ревизии также способствуют выявлению криминала при составлении и ведении товарно-транспортных документов, деклараций, свидетельств о надлежащем качестве (сертификатов качества) и происхождении товара.
Весьма важным является вопрос о распределении должностных полномочий и системе принятия решений о задержании или конфискации груза. С одной стороны, чрезмерные полномочия сотрудников таможни могут стать причиной произвола и поборов, с другой — недостаток полномочий может сильно затруднить выполнение своих обязанностей таможенниками.
Выбор наиболее оптимального соотношения круга полномочий и ответственности, системы принятия решений без волокиты и с процедурами контроля — одна из сложных задач в таможенном деле.
— Выработка кодексов корпоративной этики. В определенной мере снизить трансакционные издержки в таможенных структурах можно при помощи формирования определенной организационной культуры и кодексов корпоративной этики. Профессиональные таможенные сообщества в рамках внутреннего саморегулирования деловых и управленческих процессов создают надлежащие условия для внедрения в сознание сотрудников определенных этических норм и правил поведения, препятствующих мздоимству, формирующих высокий уровень правосознания и атмосферу нетерпимости к любым проявлениям келейности, безответственности и попустительства правонарушениям.
Национальные союзы и ассоциации таможенных служб, а также международные объединения таможенников определяют для своих членов свод правил и этических норм, которые одобряются всеми членами организации. К нарушителям кодексов корпоративной этики применяются различные санкции (предупреждение, штраф, исключение из профессионального объединения), которые принимаются общим консенсусом. Чаще всего исключение из членов профессионального сообщества таможенников означает невозможность профессиональной карьеры.
— Выработка адекватных законодательных норм. В деле снижения трансакционных издержек значительную роль играет качественная законодательная база внешнеэкономических операций и выверенное таможенное право. Экспертизе на антикоррупционность принимаемые законы и подзаконные акты должны быть подвергнуты еще на стадии проектов. Неопределенность процедур, размытость и неоправданная затяжка сроков рассмотрения тех или иных вопросов должностными лицами, чрезмерные полномочия сотрудников таможни необходимо заменить четкими и недвусмысленными указаниями на должный порядок и последовательность действий. Умышленные проволочки и препоны участникам внешнеэкономической деятельности под предлогом исполнения законодательства без убедительной мотивировки устраняются также из действующих правовых актов путем их периодической корректировки с учетом изменений в хозяйственной практике.
Современная законодательная и нормативная база внешнеэкономических и таможенных операций предусматривает также компенсацию ущерба юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, за неправомерные действия государственных служащих и сотрудников таможни. Неправильные начисления таможенных пошлин, суммы налогов и сборов, искусственная задержка или необоснованная конфискация грузов оспариваются участниками внешнеэкономической деятельности в судебных инстанциях, в результате чего им возмещается понесенный материальный и моральный ущерб.
Совершенствуя правовую базу, законодателям нельзя допускать и другой крайности, лишая необходимых полномочий должностных лиц таможенных органов на всех уровнях. Смещение баланса сил и интересов в пользу негосударственного сектора чреват значительными экономическими потерями для государства, проникновением на таможенную территорию страны низкокачественных и опасных товаров. Поэтому при решении основной задачи по снижению трансакционных издержек в экспортно-импортных операциях и таможенном деле законодателям нельзя выпускать из поля зрения и задачи иной направленности. Подобная многовекторность и разноплановость критериев формирования качественной правовой базы таможенного и связанного с ним законодательства делает работу по совершенствованию каждого отдельно взятого закона сложной и кропотливой. Здесь необходимо постоянное изучение национальной и международной хозяйственной практики, тщательное рассмотрение предложений и законодательных инициатив всех заинтересованных сторон, слаженная работа бизнеса и государственных структур.
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Интернет-ресурсы таможенных органов