Экономика живописи как наука и отрасль

Экономика живописи – это сложное и многозначное понятие, которое имеет несколько главных смысловых наполнений. Во-первых, под экономикой живописи понимают науку, изучающую финансовые и хозяйственные отношения в сфере изобразительного искусства, а также в сопряжённых с ним областях – в дизайне (техническом, компьютерном, ландшафтном), в художественной фотографии, сувенирной индустрии, моде во всех её проявлениях и т.д.

С другой стороны, экономика живописи рассматривается как отрасль художественного бизнеса (его ещё называют артбизнес), как сферу хозяйственной и предпринимательской деятельности, область художественных и творческих инноваций, а также поле государственного регулирования и поддержки – финансовой, организационной, налоговой, правовой.

Экономика живописи часто рассматривается как статистическая величина, которая включает в себя массу отслеживаемых параметров – количество профессиональных и самодеятельных художников, численность художественных салонов и галерей, музеев изобразительных искусств, объёмов артрынков, цен, доходов субъектов артиндустрии и проч.

Экономику живописи нередко рассматривают в аспекте отдыха, хобби, развлечения и самозанятости населения. Вполне правомерны анализ и исследования живописи в русле экономики образования и экономики культуры. В общем, смысловое содержание данного понятия неоднородно и многозначно. Мы будем анализировать экономику живописи в различных ипостасях.

Вначале поговорим об экономике живописи как науке, которая входит в обширный блок гуманитарных и прикладных дисциплин.

Поскольку объектом исследования в экономике живописи изобразительное искусство, она самым тесным и непосредственным образом связана с теорией и историей живописи, арт-менеджментом, маркетингом, философией и психологией искусства. В то же время экономика живописи имеет прямые выходы и на практические дисциплины — такие, как предпринимательство, пиар, рекламу, продвижение творческого продукта посредством музеев, выставок-продаж, различных интернет-технологий, анимации, кино.

Цели и задачи экономики живописи состоят в том, чтобы:

— выявлять законы и закономерности в артбизнесе и развитии экономических отношений в данной сфере;

— систематизировать накопленные знания и классифицировать их по дисциплинам, разделам и отраслям;

— осуществлять сбор статистических данных по всему направлению художественной индустрии;

— формировать научные школы, кафедры, специализированные издания, проводить научно-практические конференции и семинары;

— осуществлять подготовку и переподготовку кадров для сферы образования, науки и искусства;

— популяризовать экономику живописи для широких масс населения, поощрять энтузиастов, повышать общий экономический и культурный уровень людей;

— способствовать развитию малого бизнеса в сфере изобразительного искусства, творчества и живописи;

— прогнозировать мировые и национальные тенденции в сфере экономики живописи, давать практические рекомендации властям всех уровней в целях рациональной организации отрасли, повышения её культурного и эстетико-экономического значения.

В аспекте многослойности, существования и деятельности различных уровней экономики живописи мы можем констатировать, что данная наука и отрасль функционирует в трёх основных срезах:

  1. На микроуровне – т.е. на уровне отдельных индивидов (художников, посредников, домохозяйств, арт-дилеров, предпринимателей и т.д.), которые осуществляют различную научную, творческую и хозяйственную работу. В данном аспекту мы можем утверждать, что многие самодеятельные и профессиональные художники выступают в роли экспериментаторов и исследователей, разработчиков новых теорий, техник, технологий, жанров и подходов в продвижении художественной продукции и её сбыте.
  2. На мезоуровне – т.е. на среднем уровне, под которым понимается как экономико-географический срез (районный, городской, областной, республиканский), так и корпоративный. На мезоуровне функционируют городские и областные выставки, музеи изобразительных искусств, художественные галереи, союзы и объединения художников, специализированные магазины, уличные арт-рынки.
  3. На макроуровне – т.е. на национальном и международном уровне осуществляют свою деятельность столичные музеи, брэндированные аукционы (в том числе интернет-аукционы), федеральные творческие объединения и престижные художественно-образовательные учреждения.

Следует отметить, что все перечисленные нами уровня не существуют сугубо обособленно. Они взаимопересекаются и взаимодополняются, иногда плавно перетекая один в другой. Приведенная нами градация довольно условная, она помогает экономике живописи уточнять понятия, подразделять рынки и их сегменты на отдельные составляющие, вносить ясность в категориальный аппарат.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.