Самозанятость как социально-экономический феномен

С периода позднего Советского Союза и горбачёвской перестройки проблема самозанятости в российской экономике стала всё более актуализироваться. Ровно тридцать лет назад, в ноябре 1986 года, Верховным Советом СССР был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», главной задачей которого была легализация самозанятых лиц – портных, репетиторов, кустарей, производителей сельхозпродуктов, таксистов (которых ещё называли бомбилами), изготовителей сувениров, бижутерии и прочей продукции. Данный закон, правда, не предусматривал коллективного предпринимательства и создания частных компаний на легитимной основе, так что цеховики и иные теневые структуры по-прежнему оставались в секторе «гаражной экономики».

Исправить положение в этой области должен был Закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 1988 года, который дал старт официальной регистрации юридических лиц. Движение кооператоров, так же, как и в первые годы НЭПа, быстро приобрело массовый характер. Стихийные рынки и обычные городские улицы заполнились людьми, продававшими самые разнообразные товары – вязаные изделия, одежду, шапки, предметы домашнего обихода, посуду, изделия народных промыслов. В декабре 1990 года отечественное бизнес-право дополнилось Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), снимая, по сути дела, последние ограничения с тех, кто считался самозанятыми, а в народе слыл спекулянтами – с посредников, торгово-закупочных фирм, перепродавцов и тех, кто стал заниматься внешней торговлей.

Казалось бы, вопрос с замозанятыми гражданами был решён, особенно с принятием части 1 Гражданского кодекса. Однако, как оказалось, острота была снята лишь на время. А с 2014 года данная тема практически не сходит с повестки дня профильных министерств и ведомств.

Серьёзно обострила общественную дискуссию по проблеме самозанятости вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, которая осенью 2014 года публично огласила цифру нигде официально не числящихся российских граждан – 22,5 миллиона человек. Все эти люди, как пояснила О. Голодец, нигде официально не зарегистрированы – ни на предприятиях, ни в пенсионном фонде, ни в системе медицинского и социального страхования. Особенно часто люди исчезают из поля зрения госорганов в республиках Северного Кавказа, на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири. В средней полосе России ситуация более благополучная, хотя и она далека от идеала.

Другую оценку самозанятости дал в мае 2015 года заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков, который сообщил, что в России 15 миллионов человек трудятся нелегально. Это, конечно, значительно меньше, чем озвученная О. Голодец цифра в 22,5 миллиона, но всё равно очень впечатляющая величина (учитывая, что всего экономически активного населения в РФ порядка 72 миллионов человек).

Не остались в стороне и представители законодательной власти. Так, уже в текущем, 2016 году, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала сенаторов и депутатов Госдумы не оплачивать нигде не числящимся гражданам медицинскую помощь из госбюджета, а также ввести статью за тунеядство, аналогичную той, которая была в Уголовном кодексе Советского Союза.

Дебаты по поводу самозанятых особо интенсифицировались из-за изменения в худшую сторону макроэкономической и внешнеполитической ситуации в РФ: падения цен на нефть, девальвации рубля, ускорения инфляции, снижения доходов и жизненного уровня населения в 2015-2016 гг. Но главной проблемой для правительства и Минфина стал федеральный бюджет: чтобы его сбалансировать и затормозить расходы из резервных фондов, стал поиск новых субъектов налогообложения. Таковыми, естественно, являются самозанятых граждане страны (трудовые мигранты – предмет отдельного разговора, на них мы не будем концентрировать внимание).

Производя простейшие расчёты, исходя из общей цифры в 20 миллионов самозанятых, каждый из которых мог бы заплатить в бюджет хотя бы 10 тыс. руб. в год (тогда как с тунеядцев наши законодатели планируют взимать по 20 тыс. руб. в год), получаем 200 млрд. руб. дополнительного дохода. Таким образом, если бы правительству удалось убедить всех самозанятых заплатить единый налог (или купить за соответствующую сумму годовой патент), то это принесло бы консолидированному бюджету приличную сумму.

Но вот беда – в российском законодательстве нет термина «самозанятые». Нет также ясности, кого считать самозанятыми – предпринимателей, шабашников, адвокатов, нотариусов, надомный персонал, людей свободных профессий. Как соотносятся самозанятые с индивидуальными предпринимателями и наёмными работниками, мы рассмотрим ниже, в соответствующем вопросе.

 

30 лет Закону «Об индивидуальной трудовой деятельности»

Оценка Минтруда РФ: 15 миллионов россиян работают в «тени»

В России пропало 22,5 млн. трудоспособных граждан

В.Матвиенко: безработным следует снижать объёмы медицинской помощи

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.