Профессия актёра во времена античности

На сегодняшний день профессия актёра является уважаемой и востребованной практически во всех странах мира. А как было во времена Древней Греции и Рима? Были ли актёры уважаемы в обществе, на какие средства существовали, как взаимодействовали с авторами сценических произведений? Ответы на эти вопросы весьма интересны и не укладываются в привычные рамки примитивных объяснений. Парадоксально, но факт – актёры в древнегреческом театре не были комедиантами, которые собирали деньги с любопытствующих зрителей. Актёры были, выражаясь современным языком, государственными служащими и получали деньги из казны. Но причастность к актёрскому цеху не сулила артистам ничего хорошего в имиджевом плане  – их социальный статус был достаточно низок, а отношение со стороны окружающих пренебрежительным.

Античный театр в Памуккале. 2018.

Античный театр в Памуккале. 2018.

Обратимся к фактам. Примерно с конца 6 века до н.э. к хору, участвующему в музыкально-поэтических представлениях, древнегреческий драматург Феспид для ведения диалога добавил партнёра. Так возникла функция актёра. Его роль, как правило, брал на себя сам поэт.

Второго актёра ввёл Эсхил, третьего – Софокл; он же создал и непреложный для античной драматической поэзии эстетический закон, согласно которому в одной пьесе (сколько бы ролей в ней не было) одновременно участвовать в разговоре могло не более трёх лиц.

Первый актёр представления назывался протагонистом, второй – дейтерагонистом, третий – тритагонистом. Поэт или сам выбирал актёров для своих произведений, или поручал найти таковых специальным служащим. Жалованье актёрам выплачивало государство. В эпоху эллинизма актёры нередко объединялись с другими артистами – например, с танцовщиками.

В Риме с 3 века до н.э. существовали труппы актёров, патрон которых (dominus gregis), как правило, вольноотпущенник, приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с актёрами.

Гонорар актёры получали от государства. В то время как в Греции актёры были свободными гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущенников. Поэтому сословие актёров презиралось: выступить в качестве актёра в каком-нибудь представлении, кроме любительской ателланы (короткого фарсового представления), означало для свободного гражданина уронить свою честь. Тем не менее, отдельные выдающиеся актёры пользовались огромной популярностью и наживали значительные состояния.

Гардероб античных актёров состоял из костюмов, масок с париками, котурнов (сандалий с толстой подошвой), а также кожаного фаллоса, использовавшегося в древней комедии и сатировской драме.

Женские роли исполнялись мужчинами (женщины участвовали только в мимических представлениях). Средствами художественной выразительности актёров были речь, пение и жесты.

Несмотря на то, что профессия актёра в античном мире не была престижной, некоторые высокопоставленные вельможи питали к ней слабость. Знаменитый римский император Нерон очень любил театр, драматургию и актёрское искусство. Историки отмечают, что Нерон сам писал сценарии, стихи,  участвовал в театральных постановках и музыкальных конкурсах. Для римлян он построил несколько театров, в которых играли греческие труппы. В 60 году Нероном был проведён грандиозный фестиваль под названием «Квинквиналия Нерония» (Quinquennialia Neronia), проходивший несколько дней. Первая его часть была музыкально-поэтической, в рамках которой соревновались чтецы, декламаторы, поэты и певцы.

Поскольку Нерон считал себя величайшим из актёров и драматургов, он делал театральные зрелища натуралистичными, где на аренах действительно гибли люди и звери. Идеальное представление, по Нерону, должно вызывать неподдельные эмоции и сильное потрясение, запоминаться зрителю на десятилетия и даже века. По свидетельству Светония, Нерон специально поджёг Рим, чтобы вызвать максимальные эмоции от такого «спектакля».

Начиная с 6 в до н.э. в Афинах и других местах Древней Греции ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. В их основе лежали культовые обряды, совершавшиеся во время праздников в честь бога Диониса. Со временем эти театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников, вначале только Великих Дионисий (в марте), а затем, начиная со второй половины 5 в. до н.э. — праздника Леней (в январе).

По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трёх тетралогий, каждая из которых состояла из трёх трагедий и одной сатировской драмы в течение трёх последующих дней.

Выбором постановок занимались городские власти. Они предоставляли в распоряжение поэта актёров и хорега, который организовывал и оплачивал постановку. Постановщиком являлся сам поэт.

Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями общества. Возможно, что замужним женщинам запрещалось присутствовать во время представления комедий. Бедняки получали деньги от властей на вход.

 

См.: Словарь античности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.