В этот день, 16 декабря 1966 года в Ленинграде начинает работу первый универсам, где торговля осуществлялась не привычным способом через посредство продавцов, а новым, инновационным путем, когда покупатели имели возможность пройти к прилавкам, осмотреть товар, проверить сроки годности, а затем оплатить покупку на кассе.
Новый для советской торговли способ обслуживания покупателей был позаимствован за рубежом, где он хорошо себя зарекомендовал. Прижился открытый формат (или, как его тогда называли, магазин самообслуживания) и в СССР.
Первоначально, правда были определенные опасения, что покупатели будут красть товар в значительных масштабах. Однако эти опасения оправдались лишь в малой части. Случаи воровства, конечно, были (как со стороны покупателей, так и персонала), но не выходили за рамки средних значений, наблюдавшихся и в других государствах.
Более того, положительно зарекомендовавшая себя открытая торговля товарами промышленного и продовольственного назначения вскоре была распространена и на пассажирский автотранспорт. Сложные автоматы для выдачи проездных билетов были заменены более простыми. Пассажир просто бросал в них бумажные деньги или монеты и выкручивал нужное количество билетов. При этом в салонах автобусов и троллейбусов всегда красовалась надпись: «Совесть пассажира – лучший контролер».
Следует отметить, что торговля на доверии в пассажирском транспорте показала меньшую эффективность, чем в рознице. Просуществовав несколько лет, она была трансформирована в замену билетов абонементными талонами, которые подлежали компостированию.
Что же касается торговли методом открытого формата, то в современной России он процветает – особенно в системе супер- и гипермаркетов. Дополнив его штрих-кодами и автоматизированной системой расчетов на кассе, отечественные и зарубежные ритейлеры применяют данный способ как наиболее подходящий для массовых продаж.