В этот день, 9 декабря 1842 года родился выдающийся революционер, ученый и деятель международного движения анархизма Петр Алексеевич Кропоткин. Являясь потомком старинного дворянского рода, князь Кропоткин в начале своей карьеры посвятил себя военной службе. Однако исследовательский и писательский талант взяли верх; Петр Алексеевич увлекся научной и политической работой, вступив в Юрскую федерацию Первого Интернационала, которой фактически руководил Михаил Бакунин.
Ознакомившись во взглядами теоретиков анархизма, к числу которых, помимо Бакунина, относятся Макс Штирнер, Пьер-Жозеф Прудон, Элизэ Реклю и некоторые другие, Кропоткин отверг отдельные положения первых анархистов, провозглашавших индивида главной фигурой социума. Штирнер провозглашал лозунг, согласно которому всегда прав индивид, обладающей силой. «Тот, у кого есть сила, имеет право, у кого нет первой, тот не имеет последнего».
Кропоткин решительным образом пересматривает индивидуалистическую концепцию раннего анархизма. На первый план он выдвигает коллектив, ассоциацию, сообщество. Именно они, по мысли Кропоткина, должны стать основой экономической и политической жизни любой страны.
Изучая биологические, географические, этнографические науки, Кропоткин приводил интересные аналогии из мира дикой природы и проецировал их на человеческое общество. Так, на первый план Петр Алексеевич выдвигал не конкуренцию, а солидарность особей, их кооперацию и взаимопомощь. В своем естественном состоянии в больших сообществах людей и общественных насекомых существует разделение труда, где нет места лентяям, эксплуататорам и дармоедам. В своих теоретических трудах Кропоткин приводит яркие примеры того, как пчелы, находящиеся вблизи сахарных заводов, постепенно становятся алкоголиками и тунеядцами, практически полностью утрачивая работоспособность.
Так и в человеческом обществе, неправильно выстроенном в плане социальной организации, появляются негативные отклонения, формируется эксплуатация человека человеком. Причем главным врагом естественной и свободной организации общества является государство. Именно оно обладает монополией на насилие и активно пользуется своим правом принуждать, запрещать, указывать.
Между тем, свобода человека – высшая ценность в понимании анархистов. Всякое посягательство на нее правительства, социальных институтов, преступных сообществ и вообще кого бы то ни было является неприемлемым. Даже брак, как социальный институт, по мнению Кропоткина, должен быть заменен на свободный договор между мужчиной и женщиной. Причем этот договор должен быть постоянно возобновляемым, так как всякий договор становится тираническим, принудительным и противным человеческой природе, лишь только он не возобновляется сторонами и не поддерживается их добровольным согласием.
В соответствии с этим принципом Кропоткин каждый год предлагал своей жене выйти за него замуж и она всегда соглашалась.
Надо сказать, что Петр Алексеевич на протяжении всей свой продолжительной жизни (он умер в феврале 1921 года в возрасте 78 лет), неукоснительно применял проповедуемые им принципы для себя лично, чем заслужил огромное уважение не только в кругам анархистов всех стран мира, но и среди большевиков. В день его похорон большевики выпустили из тюрем всех анархистов под честное слово, что те вернутся в камеры после церемонии погребения. На удивление тюремщиков и коммунистических лидеров никто из анархистов не сбежал, воспользовавшись временной свободой. Таким образом влияние лидера распространялось на последователей анархизма и после его смерти.
В заключение отметим, что идеи анархизма оказались настолько правильными и привлекательными для людей со всех континентов, что живут и развиваются и поныне.