Не только социалисты, анархисты и представители исторической школы критиковали классическую политическую экономию за «всеобщие» и «незыблемые» законы экономики, которые существуют в любых хозяйственных системах вне зависимости от времени и национальных особенностей той или иной страны. К этой критике подключились также экономисты новых взглядов, которых позже стали именовать маржиналистами (от англ. marginal – предельный) или австрийской экономической школой.
Суть претензий маржиналистов заключалась, в основном, в методологических и инструментальных подходах. Основным камнем преткновения стала трудовая теория стоимости, обоснованная А.Смитом и углубленная Д.Рикардо (позднее преобразованная К.Марксом в теорию прибавочной стоимости). Суть категории стоимости всегда имела умозрительный характер и делилась со времен Ксенофонта на потребительную и меновую. Мы помним, как в «Домострое» Сократ говорит об изменчивой стоимости флейты, которая имеет большую ценность для музыканта и любителя мелодий и почти ничего не стоит для потребителя, далекого от музыки.
Таким образом, трудовая теория стоимости попадала в ловушку умозрительных построений; ценность и цена хозяйственных благ отделялась от меновой и потребительной стоимости, психологический фактор в ценообразовании классики либо отбрасывали, либо относили далеко на задний план. Механизма образования цен и их резкого падения в случае экономических кризисов классики внятно и аргументировано объяснить не могли.
Что же касается К.Маркса, то покупательную способность денег и уровень цен он привязывал к стоимости золота как базовому активу. В макроэкономическом плане Маркс и социалисты видели только общественные классы, их противостояние, прибавочную стоимость, которая присваивается капиталистами. Четких объяснительных моделей по потребительскому поведению, спросу на те или иные активы (в том числе ценные бумаги, которые Маркс называл «фиктивным капиталом») создано ни классиками, ни социалистами не было.
Начиная с середины XIX века в экономические работы все больше проникают математический аппарат, данные статистики, таблицы, формулы, графики. Формируется даже новое направление под названием «математическая школа» с Л.Вальрасом и В.Парето во главе. Теоретические построения теперь делаются таким образом, что из них вытекают прикладные рекомендации, пригодные для использования в бизнесе и в государственном управлении.
В 1870-х годах на авансцене передовой экономической мысли появилась группа ученых, которая рассматривала человека как субъекта, принимающего решения и делающего выбор из альтернатив при ограниченных ресурсах и рыночных условиях. Эти экономисты получили известность как члены австрийской школы. Датой ее возникновения можно считать 1871 г., когда вышла книга К.Менгера «Основания политической экономии».
Вскоре после этого К.Менгер привлек двух молодых экономистов – Ойгена Бём-Баверка и Фридриха фон Визера, которые разделили его взгляды на человека и рыночные процессы. В 1880-х гг. они выпустили собственные книги, где развили идеи К.Менгера. Эти книги вызвали такой интерес, что подход их авторов к экономической теории стали называть «австрийским» в знак признания заслуг его основоположников. Австрийскую школу принято считать родоначальниками маржинализма.
Маржинализм базируется на следующих основных положениях:
1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;
2. Оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;
3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности.
Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности.
Перед рассмотрением закона убывающей предельной полезности обратимся к анализу самой категории «полезность». Понятие «полезность» ввел в обиход английский философ Дж.Бентам (1748-1832). Бентам долго изучал английское законодательство и пришел к выводу, что оно должно быть сформировано в соответствии с принципом «наибольшего блага для наибольшего числа людей». В связи с этим он часто применял понятие «полезность», которым впоследствии стали пользоваться и экономисты.
Как потребители, мы покупает какой-либо товар потому, что ожидаем получить от него удовлетворение своей потребности. Другими словами, этот товар обладает «полезностью». Первая порция товара даст определенное количество психологической полезности. Представим теперь, что мы потребляем вторую порцию. Общий объем полезности увеличивается, поскольку вторая порция также дает дополнительную полезность. Что же получится, если потребить 3,4 и т.д. порции этого товара?
Маржиналисты выводят закон, который говорит об изменении психологической полезности по мере потребления все новых и новых порций данного товара. Он может быть выражен в виде определения, в виде таблицы и графически с помощью двух кривых.
Закон убывающей предельной полезности: по мере того, как потребляются все новые порции одного и того же товара, растет общая (психологическая) полезность, получаемая потребителем. Для обозначения «добавочной» полезности, прибавляемой каждой новой порцией товара, введем термин «предельная полезность». Тогда с потреблением новых порций товара общая полезность для потребителя будет возрастать все более медленными темпами вследствие того, что психологическая способность к оценке потребляемого товара имеет тенденцию притупляться по мере увеличения его количества. Сокращение прироста общей полезности формулируется следующим образом: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность (или добавочная полезность, приносимая последней порцией) имеет тенденцию к сокращению.
Графически и табличным способом действие закона убывающей предельной полезности можно проиллюстрировать следующим образом (см. табл.1 и рис.1):
Маржиналисты также обосновывают процесс рационального выбора. К.Менгер писал, что люди предусмотрительны в своей деятельности и действуют следующим образом:
1. Делают выбор между наиболее важными потребностями, подлежащими удовлетворению и теми потребностями, которые они решили оставить неудовлетворенными;
2. Достичь в результате потребления товаров (благ) возможно большего результата, или иными словами, применить наиболее целесообразным образом к удовлетворению своих потребностей как количества предметов потребления, так и количества средств для производства, доступные их распоряжению.
Потребитель тратит свой доход, приобретая различные по цене товары. Если он организует свое потребление таким образом, что каждый отдельный товар будет приносить ему предельную полезность строго пропорционально его цене, то естественно, что положение потребителя не улучшиться, если он отклониться в сторону от такого равновесия. Это важное условие может быть сформулировано следующим образом.
Когда говорят, что предельная полезность товара пропорциональна его цене, это означает, что должно существовать полное равенство между отношениями предельных полезностей каждого товара и их ценами. Это отношение MU/P для каждого товара называется предельной полезностью на денежную единицу, получаемой потребителем, тратящим свои средства на данный товар. Таким образом, конечное равновесие требует, чтобы существовало равенство предельных полезностей на валютную единицу для каждого товара.
Потребитель с постоянным доходом, которому противостоят определенные рыночные цены на различные товары, может достичь положения равновесия, характеризующегося максимальным удовлетворением, или максимальной полезностью, лишь когда выполняется следующее условие:
Закон равных предельных полезностей на одну денежную единицу. Потребление каждого товара (например, сахара) продолжается до того момента, пока предельная полезность на рубль, истраченный на него, становится в точности равной предельной полезности на рубль или доллар, израсходованный на любой другой товар (например, мед). Если какой-либо товар приносит больше предельной полезности на денежную единицу, потребитель может выгадать, тратя больше денег на данный товар за счет других товаров; это продолжается до того момента, пока закон убывающей предельной полезности не уравняет предельные полезности на денежный знак. Если какой-либо товар приносит предельную полезность на денежную единицу, которая ниже среднего уровня, потребитель сократит свои расходы на его покупку, пока предельная полезность последнего рубля или доллара, истраченного на данный товар, не поднимется снова до среднего уровня.
Это важное условие потребительского равновесия может быть выражено в символах предельной полезности и цен различных товаров следующим образом:
(MU товара 1)/ Р1 = (MU товара 2)/ Р2 = … = средняя MU на рубль дохода.
Одна из главных трудностей теории предельной полезности состоит в том, что категория «полезность» – чисто субъективное понятие; его нельзя измерить с помощью какого-либо прибора. В.Парето замечает, что полезность – как боль; можно лишь сказать, больше она или меньше, но измерить ее невозможно. Таким образом, перед создателями теории предельной полезности возникла проблема размерности, разрешить которую удалось при помощи так называемой «кривой безразличия», т.е. заменив абсолютные единицы полезности относительными величинами.
Начнем с потребителя, располагающего определенным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Допустим, что он покупает только два вида товаров – например, пищу и одежду по сложившимся ценам. Предположим теперь, что потребитель может сказать нам, какую из комбинаций этих товаров он предпочитает. Составим таблицу из предпочтений, например, четырех потребителей – А, В, С и D.
На рис.2 комбинации показаны графически. Мы откладываем единицы одежды по одной оси, а единицы пищи – по другой. Каждая из комбинаций – А, В, С и D представлена одной точкой. Теперь объединим полученные точки плавной линией. Комбинации пищи и одежды, обладающие равной полезностью, представлены в виде кривой безразличия (или так называемой «кривой равных полезностей»). Эта кривая безразличия проведена таким образом, что если бы наш потребитель мог выбрать любую точку на ней, он бы не знал, на чем остановиться. Все были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Таким образом, теоретикам теории предельной полезности при помощи кривой безразличия удалось уйти от необходимости непосредственного измерения полезности в каких-либо единицах и перейти к проблеме выбора потребителя, что позволяет давать количественные оценки.
Бюджетная линия. Диапазон вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, ограничивается его доходами. То есть потребитель, как правило, соотносит свои расходы и свои доходы, или, как говорят, имеет свой бюджет. Представим на графике бюджетную линию. Предположим, что бюджет студента на питание равен 10 долл. в неделю; цена 1 кг куриного мяса составляет 2 долл., а цена одной пачки сливочного масла – 1 долл. Если студент потратит все деньги на мясо кур, то он сможет купить 5 кг, если же все деньги истратит на масло, то сможет купить 10 пачек. Возможны также комбинации: например, 2 кг мяса и 6 пачек масла, или 4 кг мяса и 2 пачки масла. Принимая во внимание, что может быть выбрана любая комбинация, построим непрерывную линию по точкам. Такая линия называется бюджетной (см. рис.3).
Если обозначить количество куриного мяса через х, а количество пачек масла через у, то уравнение бюджетной линии можно записать в следующем виде:
2х + 1у = 10.
Точка М на графике показывает, что бюджет расходуется не полностью; точка N показывает, что потребитель расходует больше, чем имеет доход (следовательно, занимает деньги).
Теперь, объединяя графики кривой безразличия и бюджетной линии, получим (см. рис.4).
Кривая безразличия и бюджетная линия соприкасаются в точке Е, которая показывает, что максимум полезности из данных товаров и при данном бюджете потребитель извлечет, потребляя 2 кг куриного мяса и 5 пачек масла.
Подводя итог краткому анализу теории предельной полезности, мы можем сделать вывод, что эта теория дает ключ к пониманию многих экономических явлений и процессов – в первую очередь объясняет типологию потребительского поведения, а также то, почему кривая спроса имеет вид обратно пропорциональной зависимости.
Понятие предельной полезности явилось подтверждением закона постепенного убывания спроса. Но существует и другой подход к этой проблеме. Хотя он и не опирается непосредственно на предельную полезность, но все же приводит к желаемому результату и помогает проникнуть в сущность тех факторов, которые обычно определяют характер взаимосвязи количества товаров на изменение их цены.
Эффект замены. Первая причина сокращения потребления при повышении цены вполне очевидна. Если цена на чай растет, в то время как другие цены остаются неизменными, чай становится относительно более дорогим. Следовательно, для того, чтобы поддержать уровень жизни с наименьшими затратами, имеет смысл заменить чай какими-нибудь иными продуктами. Таким образом, чай становится относительно более дорогим напитком, чем раньше, и его потребление сокращается, тогда как потребление кофе и какао растет. Точно также повышение цен на билеты в кино по сравнению с театральными билетами может привести к тому, что потребитель будет искать меньше развлечений, но зато более дорогих. В этих случаях потребитель действует так же, как и предприниматель, который при относительном росте цены какого-либо фактора производства заменяет его другими, более дешевыми факторами, соответственно приспосабливая к этой замене свое производство. Это позволяет ему выпускать прежнее количество продукции с наименьшими издержками.
Эффект дохода. С другой стороны, если потребители вынуждены покупать какой-либо товар по более высокой цене, чем раньше, то это, по сути дела, даже при неизменном денежном доходе равносильно снижению реального дохода или покупательной способности, особенно если до этого товар приобретался в больших количествах. А имея более низкий реальный доход, потребители смогут покупать меньше других товаров. И поскольку реальный доход упал, потребители будут покупать меньше того товара, цена на который выросла.
Естественно, количественное воздействие каждого из этих факторов зависит и от товара, и от потребителя. При одних условиях, когда потребитель очень мало тратит на данный товар и когда имеются взаимозаменяемые товары, кривая спроса будет весьма эластичной. Но если взять такой товар, как соль, на который приходится незначительная доля бюджета потребителя, который трудно заменить другим товаром и который необходим лишь в небольших количествах, то в этом случае спрос, как правило, будет неэластичным.
Надо сказать, что не все экономисты-теоретики встретили маржиналистские подходы с восторгом. Привнесение в экономическую науку таких математических инструментов, как дифференциальное и интегральное исчисление, корреляционный и дисперсионный анализ было воспринято сдержанно. В этом смысле показательно замечание основоположника неоклассической школы Альфреда Маршалла: «Самые удачные применения математики в политической экономии те, которые коротки и просты, которые мало прибегают к символам и обещают, скорее всего, бросить светлый луч на какую-нибудь деталь обширного экономического мира, чем представить его во всей бесконечной сложности».
Мифологический этап в истории экономических учений
Эмпирический этап: в поисках науки о благосостоянии
Экономические учения на базе христианства (Часть 1)
Экономические учения на базе христианства (Часть 2)
Троцкизм как экономическое учение
Неомальтузианство и зелёная экономика