Выступая на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ В.В. Путин произнёс слова о новом типе хозяйственной модели, о экономике предложения. В частности, он подчеркнул, что России необходимо перейти к новому этапу экономического развития — экономике предложения, «которая не только реагирует на рыночные конъюнктуры и учитывает спрос, а сама его формирует». Что имел в виду глава государства — об этом коротко расскажем читателям.
Впервые концепцию supply side economics (или модель экономики предложения) выдвинули в 1970-х годах экономисты Роберт Манделл (Канада) и Артур Лаффер (США), который известен российским студентам по кривой Лаффера, представленной ниже.
![Рис.1. Кривая Лэффера.](https://vadim-galkin.ru/wp-content/uploads/2012/07/12.png)
Кривая Лаффера
Ставка налогов, по Лафферу, должна быть оптимальной, то есть быть достаточно приемлемой для субъектов экономики. Тогда они будут готовы платить налоги, и доходы в бюджет будут достаточными (на графике — точка М). Если ставка налогов превышает оптимальный уровень, то поступления в бюджет будут уменьшаться; расти будет теневая экономика и число уклоняющихся от налогов граждан и предприятий. Отсюда следует первый постулат экономики предложения — достаточно низкие налоги на бизнес.
Второй особенностью экономики предложения является принцип создания инноваций и формирования новых рынков, которые продуцируют новые волны спроса. Так, например, создание сначала пейджеров, а затем мобильных телефонов подстегнуло в 2000-е годы формирование спроса на мобильный интернет, смартфоны, различные приложения, торговые и сервисные услуги в этой сфере. Таким образом, В.В. Путин призывает производителей, научные и исследовательские структуры активизироваться в плане предложения полезных инноваций, которые создадут новые отрасли, обширные рынки и многочисленные потребительские контингенты в России и за рубежом.
Третий принцип экономики предложения — это повышение производительности труда, менеджерианская (управленческая) революция, предложенная ещё Фредериков Тэйлором. Её смысл довольно прост — за счёт научных подходов в организации труда, применения новых технологий и техники, рационализации и изобретательства удаётся существенно повысить производительность труда. Поскольку выпуск продукции увеличится, возрастёт и её предложение, а, стало быть, снизятся цены. (Помните, как Адам Смит в «Богатстве народов» описывал булавочную мануфактуру, в которой каждый работник мог делать 8-10 булавок за день, если выполнял сам все операции от начала и до конца. Разделение труда позволяло мануфактуре из десятка рабочих выпускать за день до 20 тысяч булавок).
Раз снижается общий уровень цен, потребитель сможет покупать больше, повысится его покупательная способность и уровень благосостояния. А на предприятиях будут высвобождаться излишние работники, которые будут перетекать в новые сферы бизнеса.
Венцом теории экономики предложения является монетарная политика государства, которая заключается в обеспечении небольшой инфляции (в том числе за счёт предложения «вертолётных» денег потребителям). Избыточная масса денег в обращении позитивно сказывается на спросе юридических и физических лиц, предлагаемые производителями товары не залёживаются на полках, пользуются спросом услуги и информация. Спрос, таким образом, подстёгивает предложение, национальная хозяйственная система динамично растёт.
Такова в общих чертах модель экономики предложения, которую В.В. Путин предлагает реализовать на территории современной России.
![](https://vadim-galkin.ru/wp-content/uploads/2021/06/2.jpg)
В.В. Галкин, д.э.н., проф.