Почему не снижаются цены

После стремительного ослабления российского рубля, происшедшего в конце 2014 года, когда доллар США пробивал отметку в 75 рублей, а евро тестировал 100-рублёвые значения, цены на потребительских рынках РФ сразу же отреагировали однозначно – ценники торговые предприятия всех видов и форм собственности переписывали практически одновременно с девальвацией рубля.

Россияне с удивлением констатировали тот неприятный факт, что ценники в сторону повышения переписывали практически все ритейлеры и производители, независимо от того, закупался ли товар или комплектующие по импорту, или производился на территории России.

Казалось бы, вместе с падением мировых цен на углеводороды (напомним, что нефть марки «Брент» ещё в июле 2014 года стоила 115 долл. за баррель, тогда как в начале 2015 снизилась до 50 долл.), в РФ должны были снизиться вдвое цены на бензин и дизтопливо, но ничего подобного россияне не увидели – цены не уступили потребителям ни рубля.

Но вот острая фаза девальвации рубля осталась позади, перепроданный рубль стал укрепляться, достигнув значений в 49 рублей за доллар и 55 рублей за единицу европейской валюты. Однако данная позитивная динамика почти никак не отразилась на розничных ценах – если где-то и произошло некоторое снижение, то несопоставимое по сравнению с кризисным взлётом цен.

Сей экономический парадокс, когда цены растут вне зависимости от валютных курсов, котировок на сырьевые товары, от девальвации или ревальвации рубля, всегда глубоко интересует население, которое живо обсуждает причины и последствия данного хозяйственного феномена.

Не остаётся в стороне и правительство, которое грозит всяческими карами и наказаниями всем производителям и торговцам, неоправданно завышающим цены. В ход идут не только уговоры, личные встречи и договорённости, но и рейды проверяющих инстанций, визиты прокуроров и открытие административных дел. Тем не менее, шумиха в СМИ и общественное порицание бессовестных бизнесменов не приводят к сколько-нибудь значительным результатам и цены перебираются на качественно иной уровень.

Почему же так происходит раз за разом в определённые периоды времени, и почему законы конкуренции не опускают взлетевшие цены на исходные уровни при успокоении кризисных ситуаций? Объяснения представителей бизнеса достаточно невразумительны и хорошо известны – общественности объясняют, что дорожают кредиты из-за высокой ставки ЦБ, повышают цены партнёры, потребители меньше покупают и приходится компенсировать выпадение доходов за счёт цены. При этом в стороне остаётся вопрос, почему 3-5-процентное повышение себестоимости ведёт к 30-50-процентному увеличению цен.

Для объяснения данного эффекта повышения и последующего неснижения цен обратимся вначале к рассмотрению формального и неформального сговора на рынке, известного инструмента недобросовестной конкуренции.

Смысл неформального сговора состоит в том, что компании одной отрасли отказываются от ценовой конкуренции, которая может их разорить. Повседневное противоборство с коллегами доставляет бизнесу немало хлопот, так как необходимо постоянно на чём-то экономить, снижать издержки, заставлять кого-то больше работать. Иными словами, индивидуальные предприниматели, представители крупного и мелкого бизнеса «устают» от конкуренции, ищут пути более лёгкого получения прибыли.

Вместо противостояния они договариваются о скоординированной ценовой политике. При этом физические и юридические лица могут действовать на основе неформального сговора, т.е. либо заключают устное «джентльменское» соглашение о поддержании цен на оговоренном уровне, либо не прибегают к личным контактам и осуществляют «молчаливое» соглашение, осознавая положение друг друга. Подобные объединения получили название неформального картеля. Компании, объединенные в неформальный картель, не прибегают к открытому соглашению и тайно согласовывают цены и объемы производства таким образом, чтобы совместно максимизировать свои прибыли.

Наряду с неформальным картелем существует и его формальный вариант, когда участники картеля закрепляют своё участие в нём публично, юридически оформляя соглашение. Примером формального сговора в виде международного картеля является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК). Другой формой совместной скоординированной деятельности, основанной на системе экономического подчинения, являются холдинги, которые также именуются в экономической литературе трестами.

В стабильно функционирующей экономике конкуренция досаждает всем участникам хозяйственных отношений. Но возможности поднять цены будут бесплодными, если прочие рыночные игроки не поддержат это начинание. Нужна координация – и тогда ценовое движение вверх может успешно состояться.

Именно таким триггером, поводом перевернуть ситуацию, выскочить из накатанной колеи рыночного равновесия, является экономический кризис (или его предвестники – ажиотажный спрос, необычная динамика на валютном рынке, санкции, изменение политической ситуации и проч.).

Усталость от конкуренции, накаливавшаяся месяцами и годами, использует экономические, информационные, социально-политические и иные поводы, чтобы выбить ситуацию из стационарного состояния. Веская причина выстреливает подобно стартовому пистолету, отправляющего на дистанцию бегунов. Формируются кондиции неформального договора, когда никто специально друг с другом не сговариваются, но действуют одинаково, поднимая цены (осуществляя спонтанную координацию).

Потребители встречают недовольством такие действия, однако поделать ничего не могут, так как цены поднимают практически все производители и вендоры. Спрос снижается, так как непривычно высокие цены давят на сознание покупателей.

По происшествии нескольких месяцев период адаптации заканчивается, потребители привыкают к новому уровню цен и психологически уже готовы продолжать покупки в почти прежних объёмах.

В то же самое время на валютном и нефтяном рынке происходит обратное движение, падение цен сменяется коррекцией вверх. Доллар возвращается к отметке в 49 рублей, евро – к 55 рублям, нефть – к 65 долларам за баррель. Но цены в оптовой и розничной торговле России застывают на своих высоких значениях, так как производители и вендоры тоже привыкли к новым ценам и не считают возможным их существенно снижать. В макроэкономическом плане данная ситуация чревата весьма нежелательными последствиями – снижением реальных доходов населения, повышением безработицы, расширением теневого сектора экономики, ростом инфляции, сваливанием в рецессию.

Как же выйти из такой экономической ловушки и вновь вернуться к росту ВВП? Существует несколько более или менее болезненных выходов, которые отработаны мировой практикой. Если не рассматривать сценарий «оставить всё как есть», то можно выделить следующие варианты:

  1. Деноминация. Если процессы разгона цен зашли достаточно далеко – как например, в России в 1992-1995 гг., когда рубли обесценились в десятки раз, правительство проводит «отрезание лишних нулей» на национальных денежных знаках. Так, 1 января 1998 года произошла деноминация, в результате которой цены были уменьшены в 1000 раз.
  2. Зажим денежной массы. Этот вариант более болезненный, если проводится без предварительной деноминации. Постепенное снижение цен будет сопровождаться достаточно массовыми банкротствами, ростом числа должников по кредитам, социальным напряжением, падением ВВП. Конечно, в конце концов экономика очистится от неэффективных компаний и бизнесов, но дефляция может взорвать ситуацию, если социальное напряжение станет слишком большим.
  3. Снижение налогов и значительное улучшение условий для предпринимательства. При всей привлекательности данного варианта его реализация потребует существенного снижения «стоимости государства» — сокращения оборонных расходов, численности силовых структур, чиновников, министерств, социальных расходов.

Какой же путь выберет наше государство? Сейчас сказать однозначно сложно. В.Путин, губернаторы и министры рассматривали третий вариант на Госсовете 7 апреля 2014 года. Однако принять прозвучавшие предложения (в том числе от тульского губернатора В.Груздева) пока духу не хватило.

Второй вариант также под большим вопросом, так как чрезмерное укрепление рубля и большая безработица могут дурно повлиять на мироощущение и политическую позицию россиян (что в преддверии думских выборов 2016 года очень нежелательно). Кроме того, с начала года их реальные доходы и так сократились на 13-15%, что и так достаточно много.

Вероятнее всего, в обозримом будущем нас снова будет ждать деноминация, которая единовременно вернёт цены на два порядка вниз.

 

См. также: Формальный и неформальный сговор

Деноминация российского рубля

Требуются Дон Кихоты для работы на ветряных мельницах (о развитии малого бизнеса в РФ)

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.