Ранее нами была рассмотрена конкуренция – как основа рыночной системы, а выделяя признаки свободного рынка, мы специально оговаривали в некоторых пунктах, что монополия на нем недопустима, так как рынок становится неэффективным.
Конечно, монополистам присущи такие негативные действия, как завышение цен на свою продукцию при одновременном снижении качества и объема выпускаемой продукции, а также формирование барьеров для вхождения в отрасль.
Однако нельзя оставлять без внимания тот факт, что монополия имеет и оборотную сторону, причем весьма значительную для функционирования всего общества и рынка. Без монополии вообще немыслимо эффективное развитие рынка, прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека. Так, в области научно-технического прогресса государство поощряет монополию, защищая патентами права монополистов на изобретения и открытия. В конечном счете, только товар рыночной новизны способен принести быструю и значительную прибыль (а это, как правило, товары, которые продаются на начальном этапе только одним или несколькими предприятиями, т.е. монополистами или олигополистами). Существуют и другие аргументы в пользу монополий:
Продукты лучшего качества. Большинство монополий и олигополий завоевали господствующее положение на рынке в связи с тем, что предлагали лучшие по качеству продукты. Монополии ни кого не принуждают покупать «Кока-Колу», планшетники «iPad» или электронику фирмы «Sony». Потребители приняли коллективное решение, что эти продукты предпочтительнее, чем у других производителей. Следовательно, монопольные прибыли данными компаниями заработаны.
Научно-технический прогресс. Монополии нередко способствуют высоким темпам внедрения инноваций. Как правило, только крупные компании (которые и являются монополистами и олигополистами) располагают достаточными финансовыми ресурсами и стимулами для проведения технологических исследований. Стимулы в данном случае заключаются в том, что только товар рыночной новизны приносит монополии высокую прибыль. В свою очередь, для изготовления такого рода инновационного товара необходимы соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, которые требуют значительных финансовых ресурсов.
Эффект масштаба. Там, где используются высокие технологии, только крупные производители могут добиться низких издержек на единицу продукции и, следовательно, продавать продукцию по низким ценам на глобальных рынках.
Снижение трансакционных издержек. Монополия позволяет снизить издержки на различного рода сделки, согласования и договоры с поставщиками и продавцами, уменьшить расходы на управленческий персонал.
Идея использовать сильные стороны монополий может быть заложена в качестве концептуальной основы развития национальной экономики. Действительно, почему бы, например, государству, которое несет основное бремя расходов по поддержанию высокого уровня жизни граждан, не монополизировать отдельные виды хозяйственной деятельности в целях концентрации финансовых ресурсов и рычагов экономической власти в своих руках?
Эта идея может быть продуктивной на протяжении определенного периода времени – в условиях войны, на этапе переходной экономики, в случаях всевозможных кризисов.
Так, например, государственные монополии занимают одно из ведущих мест в современной российской экономике. Руководство страны действует, исходя из модели создания госкорпораций – то есть правительственных монополий, сосредоточенных в разных секторах экономики – в сфере финансов (Сбербанк, ВТБ, ВЭБ), в нефтегазовой отрасли (Газпром, Транснефть, Роснефть), на железной дороге (ОАО РЖД), а также в других сферах народного хозяйства.
Используя сильные стороны монополий, которые де-факто являются крупнейшими предприятиями и игроками рынка, руководство России пытается решить сразу несколько важнейших задач. Как указывает Президент РФ В.В.Путин на своем сайте, госкорпорации решают такие задачи, как:
- сохранение научно-технического потенциала и научных заделов под эгидой госмонополий;
- обеспечение стабильного притока прибыли в ресурсо-ориентированных отраслях, осуществляя поставки сырьевых товаров за рубеж;
- пополняют доходную часть государственного бюджета, т.к. госкорпорации являются крупнейшими налогоплательщиками страны;
- позволяют строго увязывать стратегии развития госкорпораций с политикой правительства России.
Следует отметить, что экономическая политика государства с опорой на госкорпорации имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, решение вышеперечисленных проблем с помощью госмонополий действительно возможно. Но, с другой стороны, государственный монополизм в экономике порождает целый ряд иных проблем – таких, как неравенство участников рыночной конкуренции, злоупотребления внутри госкомпаний, приватизация прибылей менеджерами госмонополий и социализация потерь. В этой связи следует подчеркнуть, что политика государственного монополизма может быть оправданной лишь на определенном этапе развития хозяйственной системы.