Для политической деятельности символы и символическое поведение имеют чрезвычайно важное значение. Неуважение к символам вызывает агрессию, враждебность, политическое и социальное противостояние и даже войны. Символическое водружение, приспускание или снятие государственного флага, уничтожение герба государства, исполнение гимна в торжественной или комической форме, карикатуры на символы политических партий (их эмблемы, логотипы, названия) и прочие действия выражают отношение тех или иных групп населения, политических сил, оппозиции к своим сторонникам или противникам.
Поскольку символ является образным олицетворением идеи, он занимает особое место в идеологических конструкциях. Свастика является символом расового превосходства и фашизма, свобода – символом либерализма и анархизма, серп и молот – символом коммунистической идеи.
Знакомому с символами человеку достаточно беглого взгляда на манифестантов, несущих транспаранты с политической символикой, сторонников политической партии со значками своей организации, людьми с флажками, празднующих государственный праздник, спортивных болельщиков в стилизованной национальной одежде, с государственными флагами, нарисованными прямо на лицах, чтобы понять настроения и эмоции масс людей.
На страницах газет и журналов, вебсайтов и электронных СМИ мы легко можем найти узнаваемые символические образы тех или иных государств – например, американского дяди Сэма, русского медведя, китайского дракона.
Если классифицировать символы по основным политическим направлениям, то можно выделить три основных кластера – образные, церемониальные и вербальные (словесные).
К образным политическим символам относятся вышеупомянутые государственные флаги, гербы, эмблемы партий и политических объединений, символы идеологических концепций. Символами тех или иных политических доктрин становятся и некоторые государственные деятели, ставшие олицетворением определённых идей построения государства и взаимодействия с внешним миром – таковыми стали образы Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Мао Цзэдуна.
Наряду с образными символами мы можем выделить и церемониальные. Так, в политической практике широко используются такие ритуальные действия, как возложения венков к могилам воинов или государственных деятелей, участие или неучастие в военных парадах (как то было на параде Победы 9 мая в Москве), похоронных мероприятиях, Днях памяти каких-либо событий (геноцида армян, уничтожения людей в концлагерях и проч.).
К церемониальным символическим действиям следует отнести и визиты политических лидеров внутри страны или извне. Так, приезд в какой-либо регион или страну главы государства является символом поддержки, компромисса, посланием прочим государствам сигналов определённых настроений, планов, намерений.
Словесные символы в политике также очень распространённое явление. Мало какая официальная речь политика обходится без апеллирования к таким смыслам, как демократия, справедливость, сотрудничество, безопасность, борьба, поддержка кого-либо. Составители речей политиков (так называемые спичрайтеры) тщательно подбирают словесные символы, чтобы желающие могли найти в выступлениях политических лидеров то, что хотят услышать.
Как отдельный сегмент политических символов можно назвать музыкальные произведения — государственные гимны, торжественные марши, военные песни и проч.