Революционное горение Украины

Внешнему наблюдателю, следящему за событиями на Украине в последние два десятилетия, невольно вспоминается теория Л.Д.Троцкого о перманентной (непрерывной) революции и революционном горении масс. Создатель собственной доктрины преобразования общества, известной нам сейчас как троцкизм, заявлял о том, что кардинальные экономические и политические преобразования возможны лишь тогда, когда народ «горит» идеями преобразования на пути к лучшей жизни, не останавливаясь на этом пути ни перед чем – в том числе в насилии и жестокости.

Все годы, прошедшие с момента распада СССР и выделения Украины в самостоятельное государство, социальная, политическая и экономическая революции идут в этой стране не останавливаясь ни на мгновение. И какой бы президент не избирался – будь то Кравчук, Кучма или Ющенко, — всё равно народ протестовал, бастовал и митинговал, недовольный теми или иными мерами культурного, хозяйственного или внешнеполитического характера.

В чём же загадка постоянной нестабильности Украины, почему там не наступает мир и согласие? Отчего всё время ищутся какие-либо внешние или внутренние враги, в числе которых то москали, то жиды, то памятники Ленину? Постоянная неудовлетворённость мешает украинцам спокойно жить и созидать, а сравнение собственного уровня жизни с благосостоянием других стран неизменно отравляет украинцам существование.

Ответы на поставленные вопросы следует искать не только в вороватом режиме Януковича и слишком высоких ценах на газ, из-за которых села в тюрьму Ю.Тимошенко. Непредвзятому исследователю необходимо обратиться к более ранним периодам истории – в том числе к тем, когда Украина находилась в составе Советского Союза.

Если кто-то из людей среднего или старшего возраста бывал на Украине в 1980-е или 1990-е годы, то они легко вспомнят, что уровень жизни людей в УССР был более высоким, чем в России. В украинских областях было значительно больше шоссейных дорог, инфраструктурных и социальных объектов. В продовольственных и промтоварных магазинах был более широкий выбор. Дома в сельской местности и городах выглядели гораздо презентабельнее, чем развалюхи в российских деревнях и посёлках. Иными словами, стартовые условия для рыночных преобразований начала 1990-х годов на Украине были гораздо более благоприятными, чем в России, которая приняла на себя весь внешний долг СССР.

Кроме того, Украина после некоторых колебаний решила-таки избавиться от ядерного оружия, находившегося на тот момент на её территории, сократила до минимальных размеров армию и оборонные расходы.

Казалось бы, имея хорошо образованное и квалифицированное население, малые затраты на военные и оборонные нужды, Украина пойдет по пути рыночных преобразований гораздо быстрее других бывших республик СССР. Однако этого не произошло. Радикальные реформы, подобно шоковой терапии Лешека Бальцеровича, здесь даже и не начинались. И главная тому причина – опасения социальных потрясений из-за сокращения бюджетных расходов и политики затягивания поясов.

Украина оказалась на редкость сложной для управления страной, в которой западные территории ментально тяготели к Европе, юго-восточные – к России. Вследствие этой дихотомии всем президентам Украины приходилось лавировать между этими центрами притяжения. Всякий акцентированный выбор в пользу одной из сторон приводил к серьёзным конфликтам и противостояниям. Отсюда проистекает известная «запуганность» украинских президентов, их двуликость, попытки угодить нашим и вашим. Примерно тоже самое можно сказать и о власти законодательной, которая также оказалась в затруднительном положении.

Тем временем в экономике и социальной жизни Украины дела последовательно ухудшались. Сильное расслоение населения на богатых и бедных, на работающих и безработных, на обладающих властью и безвластных сильно ударяло по самосознанию гордых украинцев. Как же так – думали они, — мы, украинцы, которые жили богаче москалей, теперь опустились до того, что вынуждены искать работы в России. Ведь не может быть, что мы глупее их, просто кто-то специально устраивает так, что бы мы жили в нищете. Эти кто-то – Путин и его команда, москали и жиды. И, конечно, наше социалистическое прошлое, которое олицетворяет Ленин.

Такие простые рассуждения приводят в действие разрушительные механизмы, которые кажутся нелогичными. Если в хозяйственном крахе виноват Янукович, то зачем крушить памятники Ленину, которые стояли нетронутыми последние десятилетия? Ответ напрашивается такой – раздражение и протест выплёскивается на объекты, имеющие очень косвенное отношение к нынешним невзгодам украинцев. Допустим, все памятники Ленину уничтожены, москали и жиды поруганы, власть переизбрана. Приведёт ли это к процветанию? Вряд ли.

Ориентация на ассоциированные отношения с Евросоюзом для украинцев означает правовую защиту от собственной власти, которая коррумпирована и эгоистична. Украинцы также надеются, что европейцы поделятся с ними благосостоянием и рабочими местами. Увы, эти надежды несостоятельны и беспочвенны. Это уже давно поняли турки, которых европейцы также манили этим пряником ассоциации, а затем и полноправного членства в ЕС. Украине придётся искать решения собственных проблем у себя дома, живя своим умом и трудом.

Сейчас экономическое состояние Украины быстро ухудшается. Правительство, которое будет сформировано в ближайшее время, не сможет сбалансировать бюджет при существующих бюджетных расходах. Потребуется секвестирование бюджета, повышение налогов, урезание зарплат бюджетникам, стипендий и пенсий, частичная или полная отмена льгот по ЖКХ, развитие платной медицины и образования.

Скорее всего, с таким объёмом проблем не справится ни вновь избранный президент, ни техническое правительство, ни депутаты Верховной Рады. Получить кредиты с рынка сейчас для преддефолтной Украины нереально, а помощь из Европы или МВФ будет обставлена условиями по тому же реформированию страны.

В этой связи следует отметить, что Украину в ближайшие годы ждут непростые времена. Уже сейчас начался процесс девальвации гривны, которая может обесцениться за ближайшие год-два в 50-100 раз. Соответственно, из-за последующей инфляции снизятся зарплаты и пенсии, упадёт жизненный уровень украинцев. Безработица возрастёт до уровня польской – в 22-25%. Не исключено, что за этим последуют неконтролируемая дезинтеграция страны, которая распадётся на 6-7 самостоятельных государств со своими элитами, дензнаками, Центробанками, правительствами и законодательством.

Однако если новому президенту и правительству будет оказано доверие, то трудный период может быть пройден в 5-7 лет. Девальвация гривны и дефолт помогут местной промышленности стать на ноги, повысить конкурентоспособность украинских товаров, улучшить платежный баланс, стабилизировать валюту. Тогда может быть сохранено единое государство с федеративным устройством.

Этот сценарий развития событий менее вероятен из-за повышенной пассионарности украинцев, из-за их склонности к забастовкам и ментальной неоднородности. Не исключено, что создание новых государств не так страшно, как кажется на первый взгляд. Может быть, это будет не югославский сценарий, а спокойный развод по чехословацки.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.