В повседневной жизни практически каждого человека главнейшим моментом являются коммуникации, взаимодействия с другими людьми по самым разным вопросам бытового, хозяйственного и просто дружественного характера. Особой важностью в этом широком спектре взаимодействий обладает деловое общение, поскольку зачастую именно от него зависит наше настроение, зарплата, занимаемая должность, отношение коллег, клиентов, партнёров, потребителей. При этом следует иметь в виду, что деловое общение можно понимать в широком и узком смысле слова. В узком смысле — это общение на межличностном уровне, в широком — общение между большими группами людей, предприятиями, организациями, государственными структурами.
Знаете ли вы основы современного делового общения, его сущность, формы и инструменты? На этот вопрос вам поможет ответить предлагаемый ниже тест с ответами и пояснениями, приведенными в заключительной части.
1 Чем отличается деловое общение от общения с друзьями и родственниками?
а) Общение с друзьями и родственниками происходит в атмосфере доверительности и открытости, тогда как деловое общение подразумевает закрытость и субординацию;
б) Деловое общение — это только вербальные коммуникации, исключающие нецензурные выражения и сленг;
в) Деловое общение реализуется в предметно-профессиональной деятельности, происходит по некоторым установленным правилам и этическим нормам, которые в кругу друзей и родственников не обязательно выдерживаются;
г) В общении родственников и друзей допускается невербальная коммуникация, любой стиль одежды, тогда как в деловом общении обязателен дресс-код и знание профессиональной терминологии.
2 Что можно отнести к личным целям делового общения?
а) Желание сделать успешную профессиональную карьеру, продвинуться по служебной лестнице;
б) Стремление к повышению своего благосостояния, улучшению финансового положения;
в) Стремление к власти, реализации желания лидерства, вхождения в состав элиты;
г) Всё перечисленное верно.
3 Являются ли публичные выступления (доклады, приветствия) формой делового общения?
а) Нет, не являются. Деловым общением являются переговоры, совещания, беседы);
б) Нет, не являются. К деловому общению относятся такие формы, как дискуссии, дебаты, пресс-конференции, презентации, деловые завтраки, фуршеты.
в) Да, являются, хотя интерактивная форма не всегда возможна.
г) Да, являются, но только в том случае, если речь идёт о цифровом формате;
4 Какие из перечисленных ниже факторов не являются коммуникативными барьерами в деловом общении?
а) Некомпетентность одного или нескольких участников трудового процесса или делового общения;
б) Возраст и повышенная утомляемость участников делового общения;
в) Различные этические ценности и нравственные позиции участков делового общения;
г) Психическое нездоровье или алкогольное опьянение одного или нескольких участников делового общения.
5 Что называют деловым этикетом?
а) Деловой этикет — это система норм и правил, регламентирующих модели поведения людей и их взаимоотношения в процессе общения на работе или в бизнесе;
б) Деловой этикет — это практическая психология для менеджеров и владельцев бизнеса;
в) Деловой этикет — это система взаимоотношений покупателей и продавцов, производителей и потребителей в условиях рыночной конкуренции;
г) Деловой этикет — это система правовых норм, правил и речевых конструкций для рабочих взаимоотношений с трансгендерами и сексуальными меньшинствами.
————————————————————————————————————————
Кейс 1. Деловое общение руководства предприятия и трудового коллектива
Правильно выстроенное деловое общение коллектива и руководителей приводит к существенному росту производительности труда. Возьмём кейс из отечественной истории.
В своё время министром внешней торговли СССР был Николай Семёнович Патоличев, дважды Герой Социалистического Труда и кавалер 11 орденов Ленина — высшей награды Советского Союза.
Начинал Н.С. Патоличев свою трудовую деятельность молодым парторгом на Ярославском резино-асбестовом комбинате. Предприятие было отстающим и ни разу не выполнило план с момента своего запуска. В 1938 году 29-летний Патоличев начал свою работу с выстраивания каналов делового общения с коллективом. Через заводскую прессу он предложил всем неравнодушным сотрудникам сообщать ему о всех проблемах, недостатках и путях их решения письменно и устно. Данные о лентяях, прогульщиках, пьяницах, ворах, саботажниках потекли к руководству широким потоком. Их анализ и меры, принятые по изложенным фактам, привели к тому, что «информирование снизу» стало не только базой для выполнение годового плана-задания, но и повлекло увеличение выпуска шин более чем в два раза (на 220%).
—————————————————————————————————————————
6 Являются ли профсоюзы посредником в деловом общении работодателей и трудовых коллективов?
а) Нет, не являются, поскольку основная цель профсоюзов — улучшение условий труда и быта трудящихся;
б) Да, являются, так как деловые переговоры и заключение коллективного договора есть главный итог работы профсоюзной организации;
в) Нет, не являются. Главная задача профсоюзов — забота об отдыхе трудящихся, предоставление им бесплатных (льготных) путёвок в санатории, на турбазы и иные места отдыха;
г) В настоящее время профсоюзные организации в России отсутствуют.
7 Является ли необходимым деловое общение производителей товаров и услуг, а также ритейлеров с потребительскими контингентами?
а) Нет, не является. Производителям важно продать свой продукт и получить прибыль — дальнейшее общение с потребителями не имеет смысла;
б) Да, является, поскольку потребителям нужны колл-центры, сайты с разъяснениями по пользованию продуктом, рекомендациями, гарантиями и проч.;
в) Нет, не является, поскольку всё постпродажное деловое общение требует дополнительных затрат, сотрудников, расходования денежных средств;
г) Деловое общение с потребителями не нужно теневому бизнесу и производителям контрафактной продукции.
————————————————————————————————————————-
Кейс 2. Общение государства, бизнеса и общества по поводу ковида
Недостаточно чёткие и внятные коммуникации между правительством, бизнесом и обществом в период пандемии 2020-2021 гг. привели в России к повышенной смертности и десяткам тысяч напрасно потерянных жизней россиян. Несмотря на то, что в РФ была раньше других стран разработана эффективная вакцина от коронавирусной инфекции, потери в экономике и демографии оказались чрезмерно тяжёлыми. Государство не смогло обеспечить надлежащего делового общения в плане создания эффективной коммуникации в аспекте запуска качественной информационной кампании разъяснительного, научно-популярного, рекламного, пропагандистского и поведенческого характера.
————————————————————————————————————————-
8 Какие формы делового общения являются допустимыми?
а) Вербальное общение;
б) Язык жестов;
в) Мимика;
г) Виртуальное общение;
д) Все перечисленные формы допустимы.
9 Являются ли корпоративные СМИ инструментом делового общения?
а) Да, являются, поскольку они публичны и доступны внутренним и внешним потребителям;
б) Нет, не являются, поскольку они контролируются менеджментом предприятия (работодателем);
в) Нет, не являются, так как корпоративные СМИ не заслуживают доверия;
г) В современной практике делового общения корпоративные СМИ не используются.
10 Какие инновационные формы делового общения вы можете назвать?
а) Посредством «умных часов», носимых гаджетов, очков дополненной реальности;
б) Посредством коротких сообщений (SMS);
в) С помощью азбуки Морзе;
г) При помощи радиосвязи.
11 Является ли корпоративная Доска Почёта инструментом делового общения?
а) Да, является, поскольку указывает на ценности компании через её лучших представителей;
б) Нет, не является. Доска Почёта является лишь формой премирования отличившихся сотрудников;
в) Нет, не является, поскольку Доска Почёта — это пережиток советских времён и в настоящее время не актуальна;
г) Доска Почёта важна только для лиц, на ней представленных, а также членов их семей.
12 Является ли спонсорство элементом внутреннего и внешнего делового общения?
а) Спонсорство — это по своей сути благотворительность и не имеет отношения к деловому общению;
б) Спонсорство является элементом внутреннего и внешнего делового общения, поскольку формирует новые экономические и социальные связи, формирует новую корпоративную культуру;
в) Спонсорство является «бартерной» рекламой, является инструментом маркетинга, а не делового общения;
г) Спонсорство является формой только внешнего делового общения; к внутренним деловым коммуникациям в компании оно не имеет отношения.
13 Что такое фиктивное (фейковое) деловое общение?
а) Фиктивное деловое общение — это отказ от взаимодействия, игнорирование партнёра (физического или юридического лица);
б) Фейковое деловое общение — это инструмент телефонных, компьютерных и прочих мошенников, маскирующихся под работников банков, спецслужб и т.д. с целью получения с собеседника денежных средств;
в) Фиктивное деловое общение — это спор с вышестоящим лицом на повышенных тонах с приведением сомнительных (фейковых) аргументов;
г) Фиктивное деловое общение — это рабочие управленческие коммуникации в трудовом коллективе.
14 Можно ли считать деловым общением коммуникации с голосовыми помощниками типа Алисы (Яндекс)?
а) Нет, нельзя, поскольку искусственный интеллект ещё не достиг степени равного по возможностям собеседника;
б) Да, можно, так как голосовой помощник выводит из Сети справочную, правовую, экономическую и прочую информацию делового плана, заменяя тем самым консультанта или помощника реального;
в) Голосовые помощники хороши только для прослушивания музыки или для домашнего робота-пылесоса;
г) Нет правильного ответа.
15 Привела ли пандемия COVID-19 к инновациям в сфере делового общения?
а) Да, привела. В период пандемии были в значительной мере усовершенствованы способы общения персонала при дистанционном взаимодействии;
б) Нет, не привели. В период развития коронакризиса пострадал малый и средний бизнес, сфера гостиничного бизнеса и туризма; деловое общение от этого не изменилось;
в) Нет, не привела. В период пандемии развитие получили только службы доставки продуктов питания и аренда электрических самокатов;
г) Нет, не привела. В период пандемии развитие получили только интернет-сервисы, связанные с обучением школьников и студентов.
16 Является ли сайт «Госуслуги» новой формой делового общения населения и государства?
а) Да, является. Сайт «Госуслуги» экономит время по многим вопросам делового характера (в части налогов, выдачи справок, ковидных сертификатов и т.д.);
б) Нет, не является. Сайт «Госуслуги» лишь создаёт видимость инновационных технологий;
в) Сайт «Госуслуги» не является новой формой делового общения, поскольку цифровое общение неполноценно;
г) Сайт «Госуслуги» является экспериментальной площадкой и говорить о его практическом значении пока рано.
17 Является ли внутренняя корпоративная документация (инструкции, распоряжения, памятки, объяснительные и т.д.) формой делового общения?
а) Нет, не является, поскольку знакомство с внутренней деловой документацией не подразумевает личного общения сотрудников;
б) Да, является, так как посредством документации происходит передача деловой информации№
в) Нет, не является. Внутренняя документация предназначена для исполнения, а не общения;
г) Внутренний документооборот компании не является формой делового общения.
18 Можно ли рассматривать виртуальные и реальные корпоративные музеи как форму делового общения?
а) Да, можно, поскольку с историей и достижениями компании (организации) знакомятся сотрудники, партнёры и внешние потребители;
б) Нет, нельзя. Задача корпоративного музея состоит в хранении информации и артефактов, а не в деловом общении с кем бы то ни было;
в) Корпоративные музеи в современной деловой практике полностью утратили своё значение;
г) Нет правильного ответа.
19 Является ли тайная передача конфиденциальных данных компании конкурентам специфической формой делового общения?
а) Да, является, поскольку происходит утечка деловой информации;
б) Нет, не является, так как это деяние относится не к деловому общению, а к промышленному шпионажу и недобросовестной конкуренции;
в) Деловым общением является проверка сотрудников на полиграфе (детекторе лжи) на предмет передачи закрытых данных;
г) Передача данных о рецептурах, составе клиентов, технологиях, финансовых сведений не является формой делового общения.
20 Являются ли маркетинговые опросы потребителей формой делового общения с компанией?
а) Да, являются, поскольку потребители сообщают информацию о своих предпочтениях, а компания по их результатам вносит изменения в рекламу, сбыт, цены, качество и т.п.;
б) Нет, не являются. Маркетинговые опросы — это не диалог потребителя и производителя, а чисто коммерческая история;
в) Маркетинговые опросы делаются для поддержания конкурентоспособности бизнеса, а не с целью делового общения.
г) Нет правильного ответа.
Ответы
1 Чем отличается деловое общение от общения с друзьями и родственниками?
Деловое общение в широком смысле — это коммуникации между предприятиями, по линии бизнес-государство, бизнес-потребители, предпринимателями, самозанятыми и т.д. В узком смысле — это общение по установленным правилам в определённой профессиональной области.
Правильный ответ — вариант в.
2 Что можно отнести к личным целям делового общения?
Правильный ответ — вариант г.
3 Являются ли публичные выступления (доклады, приветствия) формой делового общения?
Правильный ответ — вариант в.
4 Какие из перечисленных ниже факторов не являются коммуникативными барьерами в деловом общении?
Правильный ответ — вариант б.
5 Что называют деловым этикетом?
Правильный ответ — вариант а.
6 Являются ли профсоюзы посредником в деловом общении работодателей и трудовых коллективов?
Правильный ответ — вариант б.
7 Является ли необходимым деловое общение производителей товаров и услуг, а также ритейлеров с потребительскими контингентами?
Правильный ответ — вариант б.
8 Какие формы делового общения являются допустимыми?
Правильный ответ — вариант д.
9 Являются ли корпоративные СМИ инструментом делового общения?
Правильный ответ — вариант а.
10 Какие инновационные формы делового общения вы можете назвать?
Правильный ответ — вариант а.
11 Является ли корпоративная Доска Почёта инструментом делового общения?
Правильный ответ — вариант а.
12 Является ли спонсорство элементом внутреннего и внешнего делового общения?
Правильный ответ — вариант б.
13 Что такое фиктивное (фейковое) деловое общение?
Правильный ответ — вариант б.
14 Можно ли считать деловым общением коммуникации с голосовыми помощниками типа Алисы (Яндекс)?
Правильный ответ — вариант б.
15 Привела ли пандемия COVID-19 к инновациям в сфере делового общения?
Правильный ответ — вариант а.
16 Является ли сайт «Госуслуги» новой формой делового общения населения и государства?
Правильный ответ — вариант а.
17 Является ли внутренняя корпоративная документация (инструкции, распоряжения, памятки, объяснительные и т.д.) формой делового общения?
Правильный ответ — вариант б.
18 Можно ли рассматривать виртуальные и реальные корпоративные музеи как форму делового общения?
Правильный ответ — вариант а.
19 Является ли тайная передача конфиденциальных данных компании конкурентам специфической формой делового общения?
Правильный ответ — вариант а.
20 Являются ли маркетинговые опросы потребителей формой делового общения с компанией?
Правильный ответ — вариант а.
См. также: Тесты по различным курсам с ответами