Тесты по истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений — одна из важнейших научных и образовательных дисциплин, которая даёт человеку надлежащий кругозор, знание, собственное видение этапов развития институтов государства, правовых норм, политических свобод граждан. Особенно важна эта гуманитарная дисциплина сейчас, когда мы наблюдаем процесс сознательной фальсификации истории через СМИ, псевдоучебную литературу, кино, пропаганду недружественных стран.

Свои знания по истории политических и правовых учений вы можете проверить посредством настоящего теста. Правильные ответы и пояснения представлены в заключительной части материала.

1 Может ли существовать какой-либо политический строй без надлежащего правового обеспечения?

а) Да, может, но лишь весьма короткое время, как после Октябрьской революции в России 1917 года;

б) Да, может, но лишь в течение непродолжительного (переходного) периода, как в России после распада СССР в 1991 году;

в) Нет, не может, поскольку без надлежащих правовых норм, Конституции и законов неизбежен произвол, внесудебные преследования и народные волнения;

г) Для любого политического устройства имеются «правовые константы» в виде административного и уголовного законодательства.

2 Могут ли быть религиозные тексты (например, Коран или Тора) быть основой правовых учений?

а) Да, это возможно, но только в случае с Библией;

б) Нет, это невозможно, поскольку религиозные тексты были написаны очень давно и жизнь общества и государства за многие столетия сильно изменилась;

в) Да, могут, но лишь в буддизме;

г) Да, возможно, поскольку правовые учения основаны на морально-нравственных устоях, обычаях и традициях общества, которые во многом базируются на религиозных верованиях.

3 Под «драконовскими законами» понимают:

а) Правовую базу афинского законодателя Дракона, который считал, что жестокость в законах и их неуклонное исполнении приведёт к искоренению преступности и улучшению нравов;

б) Законы китайского мыслителя и политического деятеля Шан Яна, который ратовал за суровое законодательство, способное ликвидировать воровство, убийства, грабежи;

в) Аллегорию из мира кинематографа (к/ф «Убить дракона»), означающую несправедливость и произвол законов, установленных автократическими правителями;

г) Законы из животного мира и мира человеческой конкуренции, действующие по принципу «выживает сильнейший».


Кейс 1. Жестокость и справедливость закона

Законодатель из аристократической семьи по имени Дракон разработал для города-государства Афины новую правовую базу. Произошло это в 621 году до н.э.  По новому законодательству отменялось право родовой аристократии на кровную месть, карательные функции были переданы ареопагу. С того времени кодификация законов ограничила произвол судебных приговоров. В целях охраны частной собственности господствующего класса законы Дракона содержали тяжкие наказания за посягательства на собственность (например, применялась смертная казнь за кражу зерна, овощей или других предметов). Во избежание народных волнений уголовное законодательство было смягчено Солоном уже в 594 году до н.э. Однако в памяти греков они остались как «законы, написанные кровью».

Пифагорейцы позже предложили иной правовой подход — доктрину соразмерности и справедливости. Они первыми стали разрабатывать понятия гармонии, равенства и соразмерности. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. Изменилось ли с тех пор понимание справедливости?


4 Согласно учению Сократа, править должны знающие. К какой форме правления это относится?

а) К демократическому устройству государства;

б) К аристократическому устройству государства и общества;

в) К тирании и автократии;

г) К любым формам государственного устройства.

5 Идеальное государство, согласно учению Платона, это:

а) Монархия, власть сильнейшего и мудрейшего, что доказывал Платон сиракузскому тирану Дионисию II (за что и был продан им в рабство);

б) Максимальное воплощение мира идей в мир реальной политики, создание справедливого государства;

в) Это власть демоса, народовластие, демократически сменяемое правительство и законодательная власть;

г) Организация города-государства (полиса) согласно логосу, всепроникающей разумной божественной субстанции.

6 Государство, по Аристотелю, это определённая организация и совокупность граждан. Кого Аристотель называет гражданином?

а) Это индивид, имеющий семью и собственность;

б) Это выборное лицо, представляющее в законодательном собрании других членов полиса;

в) Это тот, кто может участвовать в законодательной и судебной власти государства;

г) Это лицо с установленным имущественным цензом, имеющий в собственности рабов (не менее 3 человек).

7 Каковы, по Аристотелю, правильные и неправильные форма государства?

а) Правильные формы — это когда правители имеют в виду общую пользу; неправильные формы — это когда правители имеют в виду своё личное благо;

б) Правильные формы — монархическое правление, аристократия; неправильные — демократия, олигархия, тирания;

в) Правильные формы — равенство всех граждан (как в Спарте); неправильные — власть купцов и торговцев;

г) Правильные формы — власть мудрецов и философов; неправильные — власть тиранов, передаваемая по наследству.

8 Какое из учений выдвигало положения о космополитизме, о том, что все люди — граждане одного государства (Космополиса) и что человек — гражданин вселенной?

а) Древнегреческих стоиков;

б) Сократиков;

в) Киников (циников);

г) Платоников.

9 Кто из римских мыслителей обосновал учение о смешанной форме правления в государстве, которая является оптимальной?

а) Юлий Цезарь;

б) Октавиан Август;

в) Сенека;

г) Цицерон.

10 В Средние века считалось, что государи должны подчиняться христианской церкви. В чём состояла церковное учение «двух мечей»?

а) В том, что основатели церкви имели два меча, один из которых они вложили в ножны и оставили себе, другой вручили государям, чтобы они могли осуществлять государственное управление;

б) В том, что один меч святой церкви должен карать непокорных государей (как, например, императора Генриха IV, пришедшего в рубище в Каноссу), второй — язычников, еретиков и врагов христианской веры;

в) В том, что один меч — это десница Божия, карающая всех, кто пошёл против государя, власть которого установлена Богом, второй меч карает тёмные силы, которые несут людям грехи и беды;

г) В том, что один меч олицетворяет Закон и карает преступников, другой меч стоит на страже Справедливости и карает грешников.


Кейс 2.  Подчинение государей власти церкви в Средние века

В Средневековье (с V по XVI вв.) власть церкви распространялась не только на верующих, но и самих государей. Непокорных и несговорчивых королей, императоров, герцогов и графов Папский престол карал официальным отлучением и проклятьем. Отлучение от церкви практически сразу приводило к потере политической власти. Так, в 1076 году папа Григорий VII отлучил от церкви императора Священной Римской империи Генриха IV за его своеволие и нежелание признать папскую власть. После этого императору пришлось идти пешком, в рубище в Каноссу и молить несколько дней папу о прощении, стоя на коленях.

Имеют ли в современном мире место государства, главы которых (государи) находятся под полным контролем духовных лидеров?


11 Каковы основные положения политико-правового учения Филофея «Москва — третий Рим»?

а) Основные положения учения заключаются в том, что Российское государство должно стать по своей политической мощи и духу третьим Римом (после Римской империи и Византии);

б)  Основные положения учения заключаются в том, что Москва должна стать по численности населения, институтам демократии и силе закона таким же глобальным городом, как Париж и Рим;

в)  Основные положения учения заключаются в том, что Московия должна унаследовать от наиболее мощных цивилизаций (Римской и Австро-Венгерской империй) их правовую базу, судебную и исправительную систему

г) Основные положения учения заключаются в том, что Москва должна отвергнуть все недостатки Римской и Османской империй, создать своё государственное устройство, мощную армию и стать мировым лидером.

12 Кто из русских мыслителей-правоведов делил в своём учении все законы на три категории: естественные, Божественные (Законы Моисея и Законы Христа) и положительные (государственные)?

а) Ф.И. Карпов;

б) П.И. Пестель;

в) П.А. Кропоткин;

г) Ф.М. Достоевский.

13 Кто из английских теоретиков государства заложил в свою доктрину принцип: «Человек человеку волк»?

а) Джон Стюарт Милль;

б) Томас Гоббс;

в) Давид Рикардо;

г) Джон Локк.

14 Право на сопротивление произволу правителей провозгласил в своём учении:

а) Г.В. Лейбниц

б) Т. Гоббс;

в) Фома Аквинский;

г) П.-Ж. Прудон.

15 Кто из мыслителей в своём учении обличал Бога, который изображался тираном, слепым в своей ярости?

а) Ш. де Монтескьё;

б) Вольтер;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) Ш. Фурье.

16 Историко-материалистическая концепция государства и права является основой:

а) Идеализма;

б) Марксизма;

в) Экзистенциализма;

г) Скептицизма.

17 Кто из перечисленных учёных является представителем утопического социализма?

а) А. Сен-Симон;

б) Н. Макиавелли;

в) В.С. Соловьёв;

г) Дж. Ст. Милль.

18 Какие мыслители являются основоположниками анархизма?

а) М. Штирнер, П.-Ж. Прудон, П.А. Кропоткин;

б) Дж. Локк, Дж. Ст. Милль, Д. Рикардо;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин;

г) Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский, И.В. Сталин.

19 Кто в своём учении провозгласил классовый характер государства и права?

а) Платон, Аристотель;

б) Спиноза, Декарт;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс;

г) У. Черчилль, Г. Трумэн.

20 Теории хаоса и «порядка, основанном на правилах» в международном праве придерживаются:

а) Россия и Китай;

б) США и их союзники;

в) Страны БРИКС;

г) Страны ШОС.

 

Ответы и пояснения:

1 Может ли существовать какой-либо политический строй без надлежащего правового обеспечения?

В известной степени любой из приведенных ответов имеет своё основание и аргументы в свою поддержку. Однако если говорить о стабильном (долговременном) существовании государства, а не переходном периоде, то верным будет только один ответ — вариант в. Расстрел за «контрреволюционную деятельность» или за «неправильное» социальное происхождение практиковалось в Советской России (описывается М. Булгаковым и другими авторами), или в Камбодже режимом Пол Пота.

Правильный ответ — вариант в.

2 Могут ли быть религиозные тексты (например, Коран или Тора) быть основой правовых учений?

Да, могут. Для основных священных текстов позже пишутся различные толкования, которые служат законами для верующих.

Правильный ответ — вариант г.

3 Под «драконовскими законами» понимают: 

Правовую базу афинского законодателя Дракона, который считал, что жестокость в законах и их исполнении приведёт к искоренению преступности и улучшению нравов. Составил в 621 году до н.э. для Афинской республики свод жестоких законов, многие из которых были вскоре отменены Солоном.

Правильный ответ — вариант а.

4 Согласно учению Сократа, править должны знающие. К какой форме правления это относится?

Положения сократовского учения относится ко всем политическим формам. В частности, Сократ подчёркивал: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править».

Правильный ответ — вариант г.

5 Идеальное государство, согласно учению Платона, это:

Правильный ответ — вариант б.

6 Государство, по Аристотелю, это определённая организация и совокупность граждан. Кого Аристотель называет гражданином?

Правильный ответ — вариант в.

7 Каковы, по Аристотелю, правильные и неправильные форма государства?

Правильный ответ — варианты а, б.

8 Какое из учений выдвигало положения о космополитизме, о том, что все люди — граждане одного государства (Космополиса) и что человек — гражданин вселенной?

Правильный ответ — вариант а.

9 Кто из римских мыслителей обосновал учение о смешанной форме правления в государстве, которая является оптимальной?

Правильный ответ — вариант г.

10 В Средние века считалось, что государи должны подчиняться христианской церкви. В чём состояла церковное учение «двух мечей»?

Правильный ответ — вариант а.

11 Каковы основные положения политико-правового учения Филофея «Москва — третий Рим»?

Правильный ответ — вариант а.

12 Кто из русских мыслителей-правоведов делил в своём учении все законы на три категории: естественные, Божественные (Законы Моисея и Законы Христа) и положительные (государственные)?

Данную классификацию использует в своём учении Фёдор Иванович Карпов.

Правильный ответ — вариант а.

13 Кто из английских теоретиков государства заложил в свою доктрину принцип: «Человек человеку волк»?

Правильный ответ — вариант б.

14 Право на сопротивление произволу правителей провозгласил в своём учении:

Правильный ответ — вариант а.

15 Кто из мыслителей в своём учении обличал Бога, который изображался тираном, слепым в своей ярости?

Правильный ответ — вариант б.

16 Историко-материалистическая концепция государства и права является основой:

Правильный ответ — вариант б.

17 Кто из перечисленных учёных является представителем утопического социализма?

Правильный ответ — вариант а.

18 Какие мыслители являются основоположниками анархизма?

Правильный ответ — вариант а.

19 Кто в своём учении провозгласил классовый характер государства и права?

Правильный ответ — вариант в.

20 Теории хаоса и «порядка, основанном на правилах» в международном праве придерживаются:

Правильный ответ — вариант б.

 

См. также: Тесты с ответами по различным курсам

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.