Система подготовки научных кадров: нужны ли преобразования? (Часть 1)

Отставание российской науки от стран-лидеров становится с каждым годом все более ощутимым. Уже достаточно давно отечественные ученые не становились нобелевскими лауреатами (последними были Ж.Алферов и В.Гинзбург в 2000 г.), все меньше престижных научных наград получают российские исследователи за выдающиеся научные разработки. Нельзя сказать, что оскудела земля российская талантами – нередко мы слышим о крупных достижениях наших ученых, работающих за рубежом в иностранных университетах или исследовательских центрах транснациональных корпораций. В пределах же нашей необъятной страны наука как-то сникла, стала непрестижной и малозаметной.

Отечественный научный небосклон лишь изредка озаряется зарницами каких-либо скандалов или курьезов: то власти пытаются реформировать Российскую академию наук и посягают на ее собственность и автономию, то Президент РФ публично разносит систему подготовки и защиты диссертаций, демонстрируя стране авторефераты с аналогичными темами и работами, сделанными под копирку. Целую волну обсуждений и дебатов вызвал математик Г.Перельман, отказавшийся от премии и медали Филдса за решение гипотезы Пуанкаре.

Все большей эрозии подвергается имидж ученого в обществе, теряет свой престиж и благородную ауру. Не буду больше продолжать плач Ярославны и отмечу тот парадоксальный факт, что количество аспирантов и ученых растет в нашей стране ударными темпами. Обратимся к цифрам. Согласно данным Росстата (см. Росс. стат. ежегодник -2010 г. на gks.ru), прием в аспирантуру в 1995 г. составил 24025 чел., выпуск из аспирантуры 11369 чел., с защитой диссертации – 2609 чел. В 2000 г. соответствующие цифры составили 43100, 24828 и 7503. В 2009 г. – 55540, 34235 и 10770 соответственно (см. гистограмму на рис.1).

Рис.1. Динамика численности аспирантов в РФ.

Рис.1. Динамика численности аспирантов в РФ.

Ускоренными темпами растет и численность докторов наук. Только докторантура стала выпускать их с защитой диссертации более чем в три с половиной раза больше в 2009 г. по сравнению с 1995 г. (со 137 до 435). И лишь количество исследователей и персонала, занятого научными разработками, неуклонно сокращается (см. рис.2).

Рис.2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (чел.)

Рис.2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (чел.)

Что же происходит в сфере подготовки кадров для науки, если численность докторов и кандидатов наук растет, постепенно увеличивается финансирование из средств федерального бюджета (к расходам федерального бюджета 2000 г. – 1,69%, 2005 г. – 2.19%, 2009 г. – 2,27%), а результативность науки не растет и по некоторым направлениям даже снижается?

Ответ на вопрос, почему не происходит качественных сдвигов при столь значительном возрастании численности научных работников, попробуем найти как в самой системе подготовки научных кадров, так и в социальных условиях, в которых последняя формируется и функционирует.

С момента распада СССР и начала рыночных преобразований в 1990-е годы вся наука России в течение нескольких лет пребывала в обморочном состоянии. Радикальные экономические преобразования, инфляционные шоки, парад суверенитетов, череда быстрых смен правительств и глубокий кризис 1998 г. – таковы были реалии нашего бытия, которые непосредственным образом отражались и на отечественной науке.

В связи со скудным финансированием образования и науки в первые годы существования суверенной России произошел некоторый отток кадров из научно-образовательной отрасли. Часть ученых покинула пределы отечества и перебралась в зарубежные вузы и исследовательские центры. Другая часть пошла в предприниматели, в политику и на государственную службу (вспомним молодых кандидатов наук А.Чубайса, Г.Явлинского, И.Хакамаду, Б.Немцова, К.Борового и многих других).

Оставшиеся в системе науки и образования кадры поругивали власть за низкую заработную плату, выдававшуюся со значительными перебоями, за скудное финансирование исследований, конференций, командировок и творческих отпусков.

В конце концов научно-образовательная система стала адаптироваться под новые экономические условия. Стали появляться коммерческие вузы, появилась платная аспирантура и докторантура.

Научные руководители диссертационных работ и члены диссертационных советов стали по-новому смотреть на свои функции. Раз кругом рынок, а государство не финансирует нас должным образом, то почему не поставить на коммерческие рельсы систему подготовки научных кадров? Тем более, что в связи с безработицей и социальной нестабильностью число желающих стать кандидатами наук заметно увеличилось.

Платежеспособный спрос возрос и со стороны людей, желающих обрести научную степень и ученое звание по имиджевым соображениям. Политики всех уровней, депутаты, бизнесмены и госчиновники гурьбой повалили в науку. Тем более, что и делать-то особенно ничего не надо. Достаточно зайти в интернет, чтобы убедиться, что за сумму в 250 тыс. руб. можно стать кандидатом наук, а за 700-800 тыс. руб. – доктором. Причем организаторы подобных предложений не только обещают написать диссертации за данные суммы, но и гарантировать (!) защиту, подготовить все необходимые публикации, отзывы на автореферат и прочие формальности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.